Болит голова идти или нет в школу

Болит голова идти или нет в школу thumbnail

Болит голова идти или нет в школу

Что делать при таком недуге и как его предотвратить

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. 
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. 
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» – они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. 
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. 
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.
Читайте также:  Чешется кожа головы и болит кожа головы

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.
Будьте здоровы !
Запись к неврологу клиники “Доктор лор” кандидату медицинских наук – Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.
Пр.Строителей,10
Официальный сайт 
https://www.clinic-doctorlor.ru/
Группа вконтакте 
https://vk.com/doctorlor_uu

Необходима консультация специалиста

Источник

Автор статьи Игорь Воронов – невролог, кандидат медицинских наук.

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная.

Характеристика головных болей.

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно, у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно, у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию загруженность ребёнка множеством занятий в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения.

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ, дуплексное или триплексное сканирование сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения.

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

1. Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то надо отменить. Обычно на приёме я спрашиваю у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, я рекомендую родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься. Возможно, у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.

Читайте также:  Третий день болит голова давление

2. Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» – они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. Мне как-то встречалась иностранная статья, где было указано на эту особенность тинэйджеров и даже рекомендовалось детям 13 – 17 лет начинать учиться в школе с 11 часов. Но, в России это невыполнимо, и надо следить, чтобы подростки высыпались и вовремя принимали пищу. При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.

3. Правильная мебель для занятий и дома и в школе.

4. Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.

5. При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.

6. Медикаментозное лечение. Хорошо себя зарекомендовали препараты с содержанием микроэлементов магния, витамина В6, назначение антитревожных средств (однако, надо учитывать, что ребёнку необходимо учиться и затормаживать его реакции не стоит). В определённых случаях назначаются другие медикаменты по рекомендации невролога.

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.

Источник

Как пережить “синдром третьей четверти”. 9 советов родителям

В чем причины такого “взрослого” недуга, как головная боль, у детей? Как распознать, правда ли болит или просто неохота идти в школу? Об этом обозревателю Татьяне Батенёвой рассказывает заместитель главного врача Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздравсоцразвития России, врач-невролог Алексей Крапивкин.

162 повода для жалоб

вопрос: Алексей Игоревич, на наших “прямых линиях” и онлайн-конференциях по проблемам здоровья детей родители часто задают вопросы о головной боли. Похоже, это самая распространенная жалоба у школьников. Чем это вызвано?

ответ: Сегодня насчитывается 162 вида головной боли. Так что ее причины действительно могут быть самыми разными – от проблем с позвоночником, заболеваний глаз, уха-горла-носа до проблем психологического и эмоционального свойства. Важно одно – не отмахнуться от них, внимательно понаблюдать за ребенком и, если жалобы повторяются, обратиться к специалистам. Тут важно не просмотреть действительно серьезную болезнь, ведь за головной болью могут, к сожалению, скрываться и врожденная патология сосудов головного мозга, и даже опухоли.

в: Приведу конкретную ситуацию. Вот мама беспокоится: ребенок 9 лет часто жалуется на головную боль после школы. Просит таблетку. Какую можно дать или стоит попытаться обойтись без лекарств?

о: Головные боли, возникающие после школы, во второй половине дня, как правило, боли мышечной природы. Они связаны со статической нагрузкой, то есть длительным напряжением мышц из-за сидения в неправильной позе. Поэтому в первую очередь необходимо обратить внимание на то, за какой партой или столом сидит ребенок – подходит ли ему высота стола и сиденья. Обратите внимание и на его осанку, как именно он сидит за столом, как расположены его руки, как он читает, как рисует и т.п. И если сидит боком, одно плечо выше другого, или горбится, или, напротив, сидит развалившись, необходимо позу скорректировать.

в: А чем все-таки помочь, чтобы снять боль?

о: Хорошо помогает легкий массаж “воротниковой” зоны – мягкие поглаживающие движения от основания черепа к плечам. Снять боль поможет прогулка на свежем воздухе или недолгий сон. Иногда хорошо снимает боль некрепкий сладкий чай. Прибегать к лекарствам стоит лишь в исключительных случаях, когда боль сильная и все, что вы предприняли, оказалось безуспешным. У детей возможно использование препаратов, содержащих ибупрофен или парацетамол, в возрастных дозировках. Но лучше все же, если эти лекарства назначит врач. Самолечение у детей особенно опасно.

У подростков перестройка

в: Другой случай – подросток 14 лет физически здоров, занимается спортом. Но часто по вечерам жалуется на головную боль.

о: В подростковом возрасте головные боли в большинстве случаев вызваны половым созреванием, гормональной перестройкой организма. Обычно дети перерастают это без каких-либо последствий. Но для облегчения состояния нужны дозированные физические нагрузки, без переутомления. Нужно сочетать их с контрастными водными процедурами, ежедневными прогулками на свежем воздухе.

в: У девочки 13 лет близорукость, офтальмолог рекомендовал ей очки, но носить их в школе она стесняется, а потом жалуется, что болят глаза и голова.

о: В этом случае голова болит скорее всего из-за перенапряжения зрения. Постоянное напряжение мышц глаза при чтении и письме приводит к спазму сосудов головы. В этом случае мозг недополучает кровоснабжение, это и приводит к головной боли. Поэтому очень важно выполнять рекомендации окулиста. Объясните дочке, что сегодня очки в моде, подберите ей красивую “имиджевую” оправу – и головные боли пройдут. Кстати, у девушек-старшеклассниц голова может болеть и от ношения высоких каблуков, но тут мода скорее враг, чем помощник.

Читайте также:  Болит голова и вместе с ней глаза

в: А вот еще проблема: десятиклассница 16 лет – гипотоник, артериальное давление постоянно низкое, 90/60. Голова болит часто, после школы она закрывает шторы на окне и ложится в постель, говорит, что в темноте головная боль не такая сильная.

о: У людей со склонностью к пониженному артериальному давлению, особенно у девочек, даже минимальное снижение давления от обычных показателей вызывает апатию, головную боль, утомление, снижение настроения и тонуса. Нередко такое состояние возникает в дни менструации. Для улучшения самочувствия и уменьшения симптомов достаточно выпить крепкого сладкого чая. Весной и осенью, в периоды частой смены погоды, гипотоникам неплохо по утрам принимать несколько капель настойки элеутерококка или лимонника на стакан сока или чая с сиропом шиповника.

Погода или гипердиагностика?

в: Нередко дети, как и пожилые люди, жалуются на головную боль при смене погоды. Понятно, что у пожилых в силу возрастных изменений могут плохо работать сосуды. А что же это за беда такая у юных?

о: В периоды изменения атмосферного давления может меняться давление и у детей. Для начала стоит оценить артериальное давление ребенка и последить, как оно изменяется при перемене погоды. Если повышается, даже незначительно, нужно обратить особое внимание на водный режим. Дети часто пьют воду, особенно после бурных игр, занятий спортом. Но при таких жалобах нужно ограничить прием жидкости во второй половине дня. Если же боли очень сильные, то непременно обратитесь к врачу – возможно, нужно обследовать почки или потребуется коррекция ювенильной (то есть подростковой) гипертонии.

в: Нередко болит голова у подростков, которые много и упорно занимаются, стремятся каждое задание выполнить по максимуму. Но ведь школьную программу все равно усвоить необходимо. Или стоит пожертвовать пятерками ради здоровья?

о: Все зависит от приоритетов, конечно. Причиной головных болей у подростков в 60-70% случаев являются эмоциональные переживания, связанные с успехами или неуспехами в учебе или личной жизни. Это так называемый “синдром отличницы”, когда ребенок, чаще девочка, сильно переживает малейший неуспех, любую отметку ниже пятерки. В первую очередь такую девочку необходимо поддержать, успокоить, объяснить, что важны знания, а не их оценка. А уровень нагрузки, конечно, нужно определять индивидуально. Возможно, пожертвовать пятерками по неосновным предметам.

в: Многим детям при рождении ставят диагноз “минимальная мозговая дисфункция” или “врожденная энцефалопатия”. Затем следуют любимые диагнозы: для младших – “часто болеющий, ослабленный ребенок”, а для подростков – “нейроциркуляторная дистония”. При этом головные боли как бы сами собой разумеются – мол, ничего поделать нельзя…

о: Тут нередко имеет место так называемая “гипердиагностика”, когда врачи записывают эти диагнозы для подстраховки. Но у большинства детей ранние диагнозы все же, к счастью, потом снимают. А “дистонию” можно и нужно лечить движением, активными занятиями оздоровительной физкультурой, длительными прогулками в хорошем темпе. И ни в коем случае не настраивать детей на то, что они “больные, слабенькие”.

Поддержать и пошутить

в: Мамы по-разному реагируют на жалобы ребенка на головную боль. Одни кидаются сразу лечить, другие не принимают их всерьез: поболит и пройдет. А как правильно? В каких случаях непременно надо пройти обследование у врача-невролога?

о: Прежде всего ребенка необходимо успокоить и поддержать, по возможности обеспечить ему “охранительный” режим: оградить от лишнего шума, от переживаний, пораньше уложить спать в прохладном, проветренном помещении. Если жалобы возникают периодически, родителям нужно постараться оценить и проанализировать интенсивность головной боли, как часто она возникает, чем провоцируется, что помогает облегчить состояние. Если головная боль возникает часто, несколько раз в неделю, или если она настолько сильна, что ограничивает действия ребенка, непременно обратитесь к врачу. Необходимо провести ультразвуковое допплерографическое обследование сосудов головы и шеи.

в: Бывает ли у детей мигрень? Как ее лечат в этом случае?

о: Да, бывает, если в семье есть наследственная предрасположенность. В возрасте от 5 до 15 лет страдают мигренью (неврологическое заболевание с частыми и мучительными приступами головной боли, чаще одной половины головы. – “Известия”) до 10% детей. Такой ребенок должен обязательно наблюдаться у специалиста-невролога.

в: Мамы сталкиваются и с тем, что порой ребенок жалуется на головную боль, чтобы не идти в школу, особенно если назначена контрольная работа. Можно ли распознать обман или лучше не рисковать и поверить жалобам?

о: Вопрос сложный, затрагивающий основы отношений между ребенком и родителями. Если головная боль реальная, то, как правило, это видно – ребенок бледный, вялый, малоподвижный. В случаях, когда он пытается симулировать, боль сразу проходит, как только мама разрешает остаться дома. Ребенок сразу веселеет, с удовольствием занимается любимым делом, играет. На первый раз лучше поверить, чтобы не подорвать собственный авторитет, ну а если жалобы войдут в привычку, реагируйте адекватно. Хорошо помогает шутка, необидное разоблачение “бедного больного”.

Источник