Болит спина у танцора
Итак, если вы хотите долго танцевать и быть здоровыми, не стоит искать причину извне и закрывать на все глаза. Надо понять причину боли в спине и устранить ее. Это может оказаться непривычно, сложно, долго. Вам придется переучиваться. Но это лучше и быстрее, чем бесконечно ходить по врачам, покупать мази и уколы.
Согласны? Тогда я начинаю нудеть 😉
СТРУКТУРА ПОДВИЖНОСТИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Как должно быть:
Голеностоп – подвижный
Должен быть сильным и мягким, легко адаптироваться к разным поверхностям и движениям, удерживать баланс всего тела.
Колени – стабильные
Коленный сустав должен выполнять только сгибание-разгибание. Иначе будут травмы связок.
Таз – подвижный
Участвует во многих движениях, помогает удерживать баланс
Поясница – стабильная
Должна быть сильной, устойчивой опорой, держит на себе всю верхнюю часть корпуса, которая весит порядка 30 кг.
Грудной отдел – подвижный
Участвует в дыхании и движениях верха, несет на себе только плечевой пояс и череп.
Шея – стабильная
Шейные позвонки очень хрупкие, в их непосредственной близости проходят артерии и нервы, и потому травмы шеи могут иметь фатальные последствия.
Увидели чередование? Красиво и логично. Стабильность одних отделов уравновешивает подвижность соседних.
Когда эта система нарушается, отделы меняют свои функции
Обычно проблема начинается снизу (но может идти и сверху). Напряжение стоп, плоскостопие, неудобная обувь, каблуки. Стопы перестают быть легкими и мягкими. И, как следствие, не справляются со своей функцией. А сверху давит масса всего тела, и мобильность как-то должна обеспечиваться все равно. В результате увеличивается подвижность коленных суставов. Некоторые танцоры еще усугубляют этот процесс неправильной техникой плие или трюков. Далее по цепочке: зажимается таз, увеличивается подвижность поясницы, зажимается грудной отдел, подвижность шеи. Одно пытается уравновесить другое, и тело делает это как бы во благо для нас.
Как это связано с болью в спине после танцев и почему это так плохо?
В правильной технике все прогибы должны совершаться в грудном отделе позвоночника. Если грудной отдел малоподвижен, то чрезмерно подвижна поясница, и прогиб будет именно в ней. В нее падает больший вес тела, а следовательно, создается большее напряжение мышц, большее сдавливание сосудов, позвонков и межпозвоночных дисков. Нарушается кровообращение, от этого прилегающие мышцы хуже восстанавливаются и остаются хронически напряженными, – как следствие, уменьшается расстояние между межпозвоночными дисками. Если продолжать, то появляются все условия для протрузий, грыж, защемления нервных корешков. Нравится?
Если откинуть особые случаи с нарушениями самой формы костей (гиперкифоз, сильный сколиоз), то за стабильность-подвижность отвечают мышцы. Даже гипермобильность суставов можно сбалансировать укреплением мышц. Вы понимаете, куда я опять вас веду?)
Стабильность – это сильные мышцы со всех возможных сторон, готовые в любой момент усилить поддержку.
Подвижность – это умение изолированно управлять напряжением и расслаблением разных мышц.
Стабильный (зажатый) грудной отдел, – это когда вам сложно делать разнообразные движения именно в нем. Когда “или так, или так, а по-другому не могу, не двигается”. Когда прогиба именно в грудном отделе не получается. Когда плечи направлены вперед, а спина скруглена. Когда вам сложно удерживать лопатки собранными, а плечи опущенными.
Подвижная поясница – это когда вам проще прогибаться через напряжение мышц спины или просто расслабленно плюхаться вниз под своим весом, но тяжело удерживать себя мышцами пресса. Когда невозможно в движении сохранять живот втянутым. Когда минута в любой планке – пытка. А еще, увы, есть девушки с позицией “Я не буду качать пресс, чтобы у меня не пропала талия”. Это вообще дичь. Не пропадет талия. А вот спина, – спина пропадет…
Узнали себя?
Камбре начинашки. Тогда я могла гнуться только в пояснице. Кстати, я думала тогда, что очень круто гнусь. 2011 год.
МЫШЦЫ СИНЕРГИСТЫ, МЫШЦЫ АНТАГОНИСТЫ И ФОКУС ВНИМАНИЯ
Прежде чем подробно писать про типы мышц, я напомню, к чему мы должны в итоге прийти: надо стабилизировать поясницу и выполнять прогиб в грудном отделе позвоночника (то есть еще как-то отделить 2 отдела позвоночника друг от друга), – и вдобавок прогибаться только при определенных движениях, а не жить с этим 24/7.
Мышцы синергисты – это группа нескольких мышц, которые одновременно сокращаются при том или ином движении. Пример: большая ягодичная мышца и двуглавая мышца бедра поднимают ногу назад.
Одновременное напряжение противоположных друг другу мышц также становится синергией и обеспечивает стабилизацию. Так, например, прямая мышца живота, поперечная мышца живота, квадратная мышцы поясницы, большая и средняя ягодичные все вместе работают на стабилизацию поясничного отдела позвоночника. Когда что-то не работает, с какой-то стороны образуется “провал”, и мышечного корсета уже нет. С одной стороны будет напряжение, с другой – кисель. Вместо равномерного распределения нагрузки случится перегруз какой-то части мышц. К примеру, не работают мышцы пресса – не происходит стабилизации поясницы. Будет хронически напрягаться группа мышц-разгибателей спины. Будет она болеть от этого? Будет. Что нужно делать, чтобы обеспечить стабилизацию и убрать перегруз и боль? Укреплять то, что не работает в движении. У вас может быть вполне накачанный пресс, но если в движении живот расслаблен, толку от него – ноль.
Итак, Задача №1 – стабилизировать поясничный отдел.
Для этого мы втягиваем живот (поперечная мышца живота), а при прогибах его еще и напрягаем (нижняя часть прямой мышцы живота), и втягиваем попу. В итоге прогнуться в пояснице физически невозможно. Прогиб будет происходить выше – в грудном отделе. Именно это нам и нужно. Те, у кого причина боли только в нестабильности поясничного отдела, почувствуют себя намного лучше.
Однако, по моему опыту, нестабильностью поясницы дело не ограничивается. Проблема кроется где-то на стыке поясничного и грудного отдела, и именно там у многих хроническая боль. Вызвана она неправильной техникой прогибов. Нам нужно убрать все лишнее напряжение, и сейчас я расскажу, как это делается.
Мышцы антагонисты – это мышцы, выполняющие противоположное друг другу действие. Когда одна мышца сокращается, ее антагонист растягивается. Пример – бицепс и трицепс. К слову, если антагонист хронически напряжен и не расслабляется должным образом, движение будет дерганым, кривым, деревянным. Это о том, почему у некоторых не получается плавный bodywork 😉
С работой мышц антагонистов связана одна очень интересная и важная вещь. Чтобы вы сами ее поняли и почувстовали, я предлагаю вам проделать несколько упражнений:
Упражнение 1
Лягте на спину. Медленно сокращайте стопу, натягивая пальцы стопы на себя как можно сильнее. Сделайте это движение несколько раз, обращайте внимание на напряжение мышц передней части голени. Расслабьтесь.
Продолжите делать это же движение, но сфокусируйте теперь внимание на движении пятки по полу, растяжении ахилла и икроножной мышцы. Повторите движение несколько раз.
Стало ли легче делать это движение? Изменилась ли амплитуда движения?
Упражнение 2
Сидя или стоя, неспешно вращайте головой по кругу. Погрузитесь сначала вниманием в сгибание мышц шеи при этом движении. Чувствуете ли вы себя комфортно или скованно в шейном отделе? Хочется ли поднять плечи?
Теперь представьте в воздухе проекцию вашей макушки примерно в 30см над вашей головой. Вращайте головой, представляя, как вы перемещаете в пространстве эту точку. Девушки могут сосредоточиться на движении своей косички или хвостика. Изменились ли ваши ощущения? Появилось ли больше свободы в шее, в плечах?
Упражнение 3
Встаньте ровно, руки вдоль тела. Наклоняйтесь влево в грудном отделе, скользя левой рукой вниз по бедру. Думайте о сокращении левого бока. Повторите движение несколько раз.
Повторите наклон влево, но теперь обратите ваше внимание на растяжение правого бока. Старайтесь как можно выше поднять ребра правого бока. Напрягается ли сейчас левый бок? Можете ли вы сделать наклон так, чтобы вообще его не напрягать? Повторите несколько раз в обе стороны, сравните ощущения.
______________________________________
Почувствовали ли вы на примере этих упражнений, насколько сильно меняются ощущения и механика движений всего лишь от того, на чем мы фокусируем свое внимание? Как вы сами думаете, в чем здесь причина? Подумайте, где находится ваше внимание в танце при исполнении движений: на сокращении или на растяжении корпуса? Излишнее и хроническое сокращение будет вызывать зажатость, скованность и боль.
Итак, мы активировали мышечный корсет, поясница у нас уже стабильная, значит, гнуться мы будем уже точно в грудном отделе.
Задача №2 – правильно прогнуться в грудном отделе, сняв все лишнее напряжение с мышц спины. Как это сделать?
Наши антагонисты – это мышцы спины, разгибающие грудной отдел позвоночника, и верхняя часть прямой мышцы живота. Попробуем прогнуться, с усилием напрягая мышцы грудного отдела позвоночника (помним, что поясница выключена?). Это будет оооочень тяжело и напряжно. Грудной отдел в принципе плохо гнется из-за своего строения. Если так стараться всю вечеринку, то вечеринка будет больше похожа на тренировку в спортзале и вряд ли принесет легкость и удовольствие.
А теперь давайте попробуем прогнуться, думая о том, как поднимается передняя сторона нашей грудной клетки. Представим, что хотим удержать у себя на груди бокал вина и забудем о задней группе мышц. Стало легче? Можно на этом протанцевать весь вечер? Это же движение можно порепетировать у стенки: встаньте лицом к стене, прижмитесь к ней животом и бедрами. Удерживая живот прижатым, старайтесь проехать грудью вверх по стенке и обратно. (У кого большая грудь, – не вариант, простите))
Реально переучить себя такой технике прогибов? Реально! Больше всего будет уставать пресс, у кого он слабый, но это пройдет. Только подумайте о красивом подтянутом животе 😉
ГИПЕРЛОРДОЗ И ОТРЯД БОРЬБЫ С РЕБРАМИ
Все было бы хорошо, но если завершить на этом месте статью, боль в спине у большинства так и не пройдет. И почему-то об этом никто не говорит на уроках.
Встаньте ровно. Изобразите то, что вы ощущаете как правильную осанку. Положите одну ладонь на нижние ребра, другую – на переднюю поверхность подвздошной кости таза (торчащие косточки по бокам от живота). Ваши ладони находятся на одной вертикали, или верхняя выдвигается вперед относительно нижней? Повернитесь в профиль и проверьте свои ощущения в зеркале.
(Исключением будут мужчины с большой грудной клеткой и узким тазом. Тут лучше ориентироваться на заднюю линию спины в профиль.)
Даю 95%, что ваша ладонь на ребрах уехала вперед относительно костей таза. За счет чего это произошло? За счет напряжения мышц разгибателей спины где-то на стыке поясничного и грудного отделов позвоночника. Тело привыкло думать, что так и должно быть, лишь бы не работать именно в грудном отделе. Только возникло постоянное напряжение, вы живете с ним и в танце каждый раз его усугубляете. Мышцы разгибатели спины напряжены и укорочены. От этого болит спина. От этого укорочения возникает сдавливание межпозвоночных дисков. Нарушается кровообращение, ткани не восстанавливаются, – проблема усугубляется. Где-то на горизонте опять появляется грыжа и подмигивает, смотря на ваши старания в зуке.
Хронический прогиб, о котором я говорю, в литературе называется гиперлордозом. Это прогиб в пояснице, выглядит как откляченная попа, а его причина – слабые мышцы живота. Но то, что я вижу у танцоров и о чем пишу сейчас, – это немного другое. Изобрету свой термин, назову это явление “верхним гиперлордозом”. Это когда таз на месте, а прогиб сформирован чуть выше, выпирают именно нижние ребра. В балете с этим борются с первого урока и просят “убрать ребра” или “приклеить желудок к позвоночнику”.
Долго искала, но нашла таки в архивах свою фотку, где гиперлордоз ярко видно. На фото он классический такой. Таз назад, расслабленный живот вперед. Так часто бывает у многих. Но таз может быть и без отклонений, а прогиб будет чуть выше. 2011 год.
Этот верхний гиперлордоз мешает держать баланс. Он очень мешает вращаться. Если с ним потанцевать 4 часа, спина будет болеть. Но когда первый раз исправляешь человека, каждый раз видишь огромные глаза удивления и “Каааак? Разве это неправильно? Но мне теперь кажется,что я горблюсь! Как теперь с этим жить?!” – И стоит при этом с прямой спиной.
Иногда этот прогиб люди прививают сами себе, пытаясь скрыть сутулость в области лопаток (кифоз). Им кто-то сказал, что надо больше “выпрямиться”, “прогнуться”, и тогда все будет как надо. Они стали это делать и привыкли. Визуально стало получше, это правда. Но суть в том, что кифоз от этого никуда не делся. Они просто замаскировали проблему в одном отделе позвоночника, создав себе вторую проблему в соседнем отделе. И как только мы убираем этот прогиб, сразу же вылезает сутулость. “Но я же тогда сутулюсь!!!”. Да, сутулишься. И всегда сутулился. Сутулость – это другая проблема и работа с ней совсем иная.
На своих занятиях по развитию тела я доношу это до каждого. Потому и учеников своих я именую “Отряд борьбы с ребрами”. Это одна и та же история с каждым, кто ко мне приходит. Всего через 1-2 занятия я получаю обратную связь такого плана: “Я весь день старалась следить за ребрами. Это так непривычно! Когда я легла спать, у меня впервые за долгое время не болела спина!!!”. “У меня перестала болеть спина после танцев, я стала чувствовать новые мышцы и какую-то новую приятную усталость в середине спины”.
Наша задача №3: исправить осанку.
Хорошая новость: Никакой особой закачки мышц для исправления верхнего гиперлордоза не требуется! Если надо сильно себя зафиксировать (для вращений), то нужно больше включить пресс, но в состоянии покоя этого не требуется. Достаточно втягивать живот, умеренно убирать ребра в себя и тянуться макушкой и всей спиной вверх. Проверять себя ладонью на ребрах. Можно прижаться спиной к стенке, но по моему опыту этот вариант работает далеко не для всех, и самостоятельно многие неправильно пытаются это сделать.
Плохая новость: Переучить себя крайне тяжело. Это из той же оперы, что перестать поднимать плечи. Это куда дольше, чем накачать пресс, дольше, чем научиться правильной технике камбре. Придется сначала прикладывать очень много осознанного внимания. Вам помогут уроки балета – как минимум, там вы будете час-полтора осознанно за этим следить. И ваш преподаватель много вас поправлять.
И теперь, на основе материала всей статьи,
РЕАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ БОЛИ В СПИНЕ ПОСЛЕ ТАНЦЕВ
(Без учета паталогий)
1. “Верхний гиперлордоз”
Да, даже преподы так танцуют. Нет, так не должно быть. Я не знаю, не болит ли у них спина. Но часто хочется поинтересоваться.
2. Неправильная техника прогибов
Либо это полный кисель, и тогда ваша поясница жонглирует наотмашь 20ю-30ю кг вашего веса. Либо это чрезмерное напряжение там, где его должно быть намного меньше. И то, и другое вызывает боль.
3. Жесткие ноги (вспоминаем структуру про стабильность-подвижность). Все нижеперечисленные пункты взаимосвязаны.
3.1. Плоскостопие и другие нарушения работы стопы
Хроническое напряжение каких-то мышц стопы и голени.
3.2. Больные колени
Они не будут полноценно функционировать и амортизировать танец. Значит, пойдет смещение нагрузки на таз и поясницу.
3.3. Каблуки
В туфлях на каблуке мышцы стопы зажаты и работают намного хуже, по-другому распределяется нагрузка и центр тяжести. Стопа теряет свою мобильность. От этого-то многие начинают так коряво ходить: кто на полусогнутых ногах, кто – на прямых. Очень загружаются икры и бедра, у кого-то расшатываются колени. Забиваются ягодичные мышцы и верх корпуса.
Очень классное сочетание – плоскостопие (или просто слабые стопы) + каблуки. По себе знаю 😉 За время занятий балетом и джазом я по мере своих сил укрепила стопы и голени, могу танцевать несколько часов на каблуках, не шатаясь. Но расплатой за это будут забитые бедра, ягодицы и спина на следующий день.
3.4. Стайлинг с прямыми коленями
Именно тот женский стайлинг, когда многие движения делают на прямых ногах. Прогибы в спине с прямыми ногами, еще и вместе поставленными. И, конечно, на каблуках. Да, это может быть красиво при крутой подготовке. Но тогда вся сила прогиба и вся инерция от партнера приходятся только на мышцы спины. Если вы не Эглантин – лучше не стоит. Пожалейте свою спину, вам с ней еще долго жить.
Теперь вы знаете все о причинах боли в спине у относительно здорового танцора. Здоровье вашей спины и хорошее самочувствие после танцев зависят только от вас!
К слову, можно эффективно восстанавливать забитую спину методом миофасциального релиза на массажном ролике. Это можно делать самостоятельно и сколь угодно часто. Я прошла обучение МФР, и вы можете прийти ко мне на индивидуальное занятие или на обучающий семинар, который состоится 16 декабря в Москве: https://vk.com/event165742659 😉
Другие статьи про тело:
Погружение в глубину танца. Мышцы – Надежда Мурашева
БАЛАНС. Часть 1: Личный – Надежда Мурашева
Техника хедворков – Надежда Мурашева
_______________________________________
Zoukability в VK: https://vk.com/zoukability
Регулярные занятия по развитию тела, растяжка: https://vk.com/club168175218
Индивидуальные занятия и вопросы: https://vk.com/dancingflow
Источник
Михаил Шилов. Спортивный врач, ортопед-травматолог.
Я уже много лет работаю спортивным врачом. И моя работа напрямую связана с различными травмами и профессиональными заболеваниями опорно-двигательной системы у спортсменов.
Да и вообще с различными спортивными патологиями.
За время работы на самых разных соревнованиях в качестве врача, мне довелось много чего увидеть.
Но в этой статье я решил рассказать, как это не странно, о балете.
Казалось бы, а какая связь?
Да, именно. Об этом лёгком, и воздушном искусстве танца, которое, как многим может показаться, исключает само понятие травматизма.
Ведь там так всё изящно. Балерины просто невесомые. Они порхают и парят.
А танцоры балета, являя собой верх эстетизма, никак не ассоциируются с проблемами со здоровьем.
Не слишком высокопарно?! Думаю, что нет.
Во всяком случае для тех, кто любит балет.
Хотя именно те, кто его любит, обычно знают, что за кулисами всё не так волшебно, как на сцене.
Вот про это закулисье я немного и поведаю. Покажу его глазами спортивного врача.
И хотя балет сложно (да и не нужно) назвать спортом, но вот проблемы, которые появляются у балерин, как раз такие же, как у профессиональных спортсменов.
Вы удивитесь, но профессиональный спорт и балет с точки зрения ортопеда-травматолога очень и очень похожи.
И методы обследования одинаковые…
Эти виды деятельности так же мало связаны со здоровьем, как и вредные привычки.
Но что поделаешь. Люди, посвятившие себя целиком служению спорту высоких достижений или балету, для зрителя, ради себя, славы, ну и денег конечно, готовы идти на многое и многим жертвовать для достижения целей.
Мы не вправе их осуждать – каждый выбирает свой путь.
Скорее имеет смысл восхититься таким самопожертвованием, приносящим нам наслаждение уникальными зрелищами.
Вот только путь к мастерству тернист.
И уже с самого детства он ведёт к тому, чтобы в зрелом возрасте заиметь обязательные проблемы.
Танцоры балета – это очень работоспособные люди.
С самого детства они подвергают своё тело нагрузкам, лежащим на пределе возможностей обычного человека, и потому они становятся НЕОБЫЧНЫМИ.
У них специфическим образом изменяется скелет и вообще все структуры опорно-двигательной системы.
Высочайшие физические нагрузки непременно ведут к постепенному накоплению различных микротравм, изменений тканей, связок и суставов.
И если в детстве и молодости механизмы компенсации справляются, то в более старшем возрасте накопленные проблемы всё чаще дают о себе знать.
И в результате риск острой травмы (растяжения и разрывы связок, сухожилий и мышц, вывихи и переломы) возрастает, несмотря на высокий уровень мастерства.
Возникает повышенный риск аутотравматизма даже от тех воздействий, которые раньше выдерживались без проблем.
Но это только казалось.
Проблемы возникали, просто с ними получалось быстрее и легче справляться.
Многие видели, как выглядят стопы красавиц-балерин.
Не у каждого тайского боксёра после боёв ноги выглядят подобным образом
Но это то, что видно. А есть много всего, что скрыто внутри, но имеет не меньший «износ».
Например, связки позвоночника. Которые наряду с повышенной эластичностью должны ещё испытывать сильные ударные плиометрические нагрузки при прыжках и приземлениях.
И в результате возможна травма.
Травма для танцора – это несчастный случай, большая неприятность, которая надолго отрывает от любимого дела, а может и совсем вывести из строя.
Но еще более актуальна в балете травма хроническая.
Термин «хроническая травма» введен в обиход специалистами ЦИТО, только применительно к спортивной и балетной травме.
Постоянные неадекватные нагрузки на суставы, связки и позвоночник приводят к серьезным заболеваниям.
Но я не стану рассказывать о хронических травмах и болезнях танцоров, коих у них множество.
Это «расколотая голень», подошвенные фасциты, тендовагиниты, тендиты, лигаментиты и лигаментозы, артрозы и артриты, нестабильность суставов, микротравмы.
Их нужно лечить на ранних стадиях, а ещё лучше – профилактировать.
Другое дело «острая травма».
Кстати сказать, она как раз чаще всего является следствием накопленных хронических проблем.
Такие травмы случаются и на репетициях.
Причём чаще всего именно там они и случаются. На выступлениях такие травмы происходят реже, в силу того, что выступления бывают реже репетиций.
Но… Если такие травмы случаются на выступлениях, то они, обычно, бывают более серьёзными.
Связано это с тем, что на выступлении танцоры и балерины выкладываются больше, чем на 100%, подвергая свои кости, связки и мышцы просто экстремальным нагрузкам.
Но и это ещё не всё. Опасности подстерегают балерин не только из-за физических нагрузок, но и из-за специфического образа жизни, который подразумевает соблюдение нужных физических кондиций.
И тут у всех по-разному.
Кому-то от природы повезло, а кто-то вынужден прилагать серьёзные усилия для того, чтобы быть в идеальной форме.
Анна Хох, сотрудник Висконсинского медицинского колледжа (США) выяснила, что происходит с балеринами, когда не восполняется то количество энергии, которое было потрачено во время тренировок. В результате нарушается менструальный цикл, и у девушки возникают те же проблемы, с которыми сталкиваются пожилые женщины в постклимактерический период своей жизни.
Анна Хох провела обследование 22 профессиональных балерин, работающих в Milwaukee Ballet Company.
Средний возраст артисток – 23 года, масса тела – 51 кг.
У 86% балерин уже имеется по крайней мере один компонент «тетрады». 14% располагают всеми четырьмя.
Исследование показало, что 36% балерин неправильно питаются, у 77% обнаружен дефицит калорий, у 59% – кальция, у 45% – нехватка железа, у 23% – костная минеральная недостаточность (ранняя стадия остеопороза).
У 27% прекратились месячные.
Самым страшным оказался вывод о том, что у 64% балерин развилась дисфункция кровеносных сосудов – прямая дорога к атеросклерозу.
Сидя в зрительном зале, мы даже на секунду не задумываемся, что являемся свидетелями экстремального шоу, на котором артисты балета подвергаются не меньшему риску, чем, например, горнолыжник-фрирайдер.
А я вот задумался. Ну что поделаешь – профессиональная деформация.
А потому и организация выступлений должна предусматривать любые возможности оказания всего спектра первой и экстренной медицинской помощи, если, не дай бог, в ней случится нужда.
И тут не только травма может быть. Возможны коллапсы, сердечная недостаточность и пр.
Поэтому спектр медицинской помощи, которую могли бы оказать специалисты, должен быть широк.
В моей деятельности мне постоянно приходится организовывать работу медицинской службы и взаимодействия разных подразделений на крупных соревнованиях по ММА и другим видам контактных единоборств.
Я сейчас объясню, почему я так резко переключился, и вернусь обратно.
Михаил Шилов. Работа на соревнованиях.
Так вот, на соревнованиях обычно работает врач у ринга, который принимает решение о возможности или невозможности дальнейшего выступления атлета и обеспечивающего организацию правильной доставки травмированного до врачей, обслуживающих соревнования.
Соревнование обслуживает бригада врачей, готовых оказать первую медицинскую помощь и определить тактику работы со спортсменом, получившим травму.
Так же они обеспечивают и работу со зрителями и гостями мероприятия, если кому-то станет нехорошо.
Ну и экстренное звено – бригада скорой медицинской помощи, в задачи которой входит проведение экстренной неотложной помощи и эвакуация пострадавших в профильное лечебное учреждение.
От оперативности этого звена часто зависит очень многое.
Ну так вот, по аналогии со спортивными мероприятиями, подобная схема с некоторыми вариациями и отступлениями присутствует теперь и на балетных выступлениях.
Это связано с более высокими требованиями к организации медицинского обслуживания таких мероприятий.
А ведь так было не всегда.
Раньше самой обычной практикой было просто присутствие дежурного врача, который при всём желании не смог бы обеспечить весь спектр услуг, которые могли бы оказаться востребованными.
Теперь тренды меняются.
Так, например, «Ингосстрах» и Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) подписали договор о сотрудничестве в 244 театральном сезоне в сентябре прошлого года.
«Ингосстрах» получил высокий статус генерального спонсора Большого театра
В рамках сотрудничества стороны планируют, помимо осуществления основной деятельности, также реализовать ряд проектов, способствующих развитию театрального искусства в России и повышению интереса широкой общественности к творческой работе Большого театра. Так, в планах «Ингосстраха» – организация масштабного федерального проекта, в рамках которого артисты Большого театра выступят с постановками в регионах РФ.
В рамках этого проекта сеть медицинских клиник «Будь здоров», принадлежащая компании «Ингосстрах», организовала дежурство машины скорой медицинской помощи около здания Большого театра во время показа балетных спектаклей.
Эта мера необходима для оперативного оказания квалифицированной медицинской помощи танцорам при получении травм во время спектаклей.
Проект реализуется в рамках сотрудничества между «Ингосстрахом» и Большим театром согласно договору, подписанному в сентябре 2019 года.
В дежурную бригаду входят врачи скорой помощи и врач ортопед-травматолог, у которых есть все необходимое оборудование для оказания первой медицинской помощи: приборы для измерения артериального давления, электрокардиографы, дефибриллятор, портативные аппараты искусственной вентиляции легких и др.
Все мы любим балет за его красоту и получаем истинное наслаждение, глядя на отточенные движения балетных танцоров на сцене.
Но в то же время мы прекрасно понимаем, что за каждым фуэте, поражающим зрителя грациозностью и легкостью исполнения, стоит невероятно тяжелый, а подчас и травмоопасный труд.
Именно поэтому мы приняли решение о выделении бригады скорой помощи, которая в любой момент готова оказать первую медицинскую помощь артисту и при необходимости оперативно доставить его в больницу, – комментирует директор по связям с общественностью компании «Ингосстрах», Карен Асоян.
Машина скорой помощи дежурит у здания Большого театра в среднем пять раз в неделю, в дни, когда в театре проходит показ балетных постановок.
От себя замечу, что лично мне, как спортивному врачу, импонирует такой подход.
Знаю, что такая организация медицинского обеспечения наиболее оптимальна.
В настоящий момент это единственный случай внедрения передовой схемы медицинского обслуживания в российском балете.
Отрадно, что лучшие медицинские алгоритмы, прошедшие проверку в профессиональном спорте и доказавшие свою эффективность, находят своё применение и в искусстве.
Конечно за всем этим стоят конкретные люди и структуры.
Большой театр и Ингосстрах здесь пионеры. Респект!
www.doctorshilov.com
© Михаил Шилов (malleus maximus)
Врач: ортопед-травматолог, хирург, мануальный терапевт
Мастер Спорта России, 5 DAN Karate WFF, Тренер по ММА
Источник