Может ли от тубоотита болеть голова

Среди отоларингологических заболеваний часто встречаемым является одно- или двухсторонний тубоотит – что это за недуг и как его лечить в домашних условиях, интересуются многие, кто ощущали характерные для него симптомы. Часто патологию еще называют евстахиитом, но данная патология представляет собой локализованное поражение евстахиевой трубы. Тубоотит это заболевание среднего уха. Оно затрагивает не только евстахиеву трубу. Тубоотит – это сочетание отита и евстахиита. Недуги тесно связаны между собой как в симптомах, так и в методах лечения.

Что такое тубоотит

Так называют заболевание, характеризующееся катаральным воспалением слизистой оболочки внутреннего уха, общей причиной которого является дисфункция слуховой трубы. Часто термин «тубоотит» заменяют на «евстахиит». Данное заболевание имеет несколько кодов по МКБ-10:

  • Н68 «Воспаление и закупорка евстахиевой трубы»;
  • Н69 «Другие болезни евстахиевой трубы».

Развитие недуга начинается с попадания через нос или горло инфекции в евстахиеву трубу. Ее отверстие находится в носоглотке. Инфекция вызывает воспаление слизистой оболочки, что приводит к ее отеку. В результате просвет трубы сужается, что приводит к евстахииту. Дальнейшее развитие заболевания:

  1. Труба выходит в среднее ухо, поэтому постепенно воспаление распространяется и на него. Тоже происходит отек слизистой.
  2. Из-за воспаления начинает выделять экссудат – слизистый, гнойный или серозный.
  3. Он копится, наполняет барабанную полость, после чего прорывает перепонку и выходит в слуховой проход.

Следствием этих процессов является нарушение вентиляции среднего уха и падение давления, которое обеспечивает проведение звуковых импульсов. Хотя экссудат может не выходить наружу из-за перекрытой слуховой трубы. Это является основной причиной ухудшения слуха. Тубоотитом чаще болеют дети, так как у них органы слуха и обоняния не до конца развиты.

Причины

Главными причинами развития тубоотита являются вирусы и бактерии, попадающие в евстахиеву трубу через носоглотку. Такой процесс характерен при ангине, гайморите, остром или хроническом рините, фарингите и других ЛОР-заболеваниях. Среди бактерий к тубоотиту приводят стафилококки и стрептококки. Из вирусов болезнь вызывает грипп или аденовирус. Другие причины развития тубоотита:

  • коклюш;
  • дифтерия;
  • корь;
  • грибковые поражения;
  • воспаление аденоидов;
  • гипертрофия носовых раковин;
  • полипы;
  • аллергическая реакция на прием некоторых препаратов;
  • рецидив хронического тонзиллита;
  • скарлатина;
  • бактериальный фарингит.

Формы протекания

Основная классификация тубоотита разделяет его на виды с учетом характера течения. По этому критерию описывают две формы заболевания:

  1. Острая. Этот тип длится около 1-2 недель. Острый тубоотит характеризуется более ярко выраженными симптомами. Адекватное лечение позволяет купировать признаки патологии буквально за несколько суток.
  2. Хроническая. Продолжительность этой формы составляет от 1 месяца до года или больше. Развивается из-за отсутствия лечения острой формы, которая и переходит в хроническую. Симптомы заболевания здесь менее выраженные, а сама патология отличается сменой периодов ремиссии и рецидивов.

Место локализации

Воспаление может затрагивать как одно ухо, так и оба. В первом случае диагностируют односторонний тубоотит. Он протекает не так тяжело, может быть правосторонним и левосторонним. Острый двусторонний тубоотит – это диагноз, который чаще ставят детям. Заболевание поражает сразу правую и левую слуховую трубу. Из-за этого двухсторонний тубоотит считается более опасным, особенно для младшего возраста пациентов. У взрослых он отмечается реже. Им чаще ставят диагноз право- или левосторонний тубоотит. Основной причиной является ослабление иммунной системы.

Симптомы

Для острой и хронической формы тубоотита характерны определенные симптомы. Общие признаки заболевания могут быть слабыми до момента, пока воспаление не дойдет до среднего уха. После этого симптомы становятся уже более серьезными вплоть до тугоухости. Среди общих для обеих форм заболевания признаков можно выделить следующие:

  • снижение слуха;
  • ощущение заложенности в ушах;
  • аутофония, когда человек слышит эхо собственного голоса;
  • периодический шум в ухе;
  • повышенная утомляемость;
  • тошнота;
  • головная боль;
  • ощущение тяжести с одной стороны в зависимости от того, право- или левосторонний тубоотит;
  • чувство того, что в ухе переливается жидкость при наклоне или повороте головы.

Острый тубоотит

Эта форма тубоотита отличается стабильным самочувствием. Температура повышается не всегда, чаще остается в пределах нормальных показателей. Повышенный болевой синдром ощущается редко. Основными симптомами острой формы тубоотита являются:

  • ощущение переливающейся жидкости в ухе;
  • заложенность одного или обоих ушей;
  • тяжесть в голове со стороны больного уха;
  • резонанс в ухе собственного голоса;
  • шум в ушах;
  • снижение слуха из-за выпадения низкочастотных звуков.

Хронический тубоотит

Если острая форма возникает в результате действия инфекции, то хроническая является ее следствием в случае отсутствия лечения или частых рецидивов. Из-за нарушения проходимости евстахиевой трубы ее стенки слипаются, а симптомы тубоотита приобретают постоянный характер. Основными признаками этой формы являются:

  • устойчивое уменьшение просвета евстахиевой трубы;
  • частичное покраснение слизистой;
  • нарушение слуха;
  • тугоухость стойкого характера;
  • атрофия, склероз слизистой;
  • ощущение давления и распирания в ухе;
  • гиперемированные участки на слизистой.

Двусторонний тубоотит у детей

Склонность детей к двухстороннему тубоотиту объясняется тем, что у них более короткий и ровный слуховой проход по сравнению со взрослым. Из-за этого бактерии и вирусы очень легко проникают внутрь среднего уха. У детей заболевание часто сопровождается познабливанием, лихорадкой и острой болью в ушах. Другими характерными симптомами двухстороннего тубоотита выступают:

  • снижение слуха;
  • многочисленные пузырьки в наружном слуховом проходе;
  • треск в ушах;
  • гиперемия и отек ушной раковины;
  • слух восстанавливается только при глотании слюны, кашле и чихании.

Грудные детки постоянно трогают себя за ушко, которое их беспокоит. Малыши пытаются прислонить его к маме или к любой поверхности. Из-за боли и дискомфорта ребенок становится капризным и беспокойным. Он может плохо спать, кушать или совсем отказываться от еды. У маленьких детей при тубоотите может подняться высокая температура. При хронической форме у них появляются выделения из уха. На фоне этого ребенок плохо слышит. Эти признаки могут исчезать и вновь появляться.

Осложнения заболевания

Главными последствиями тубоотита выступают тугоухость и глухота. Риск их развития более высок в случае хронической формы заболевания. Она самая опасная, поэтому лечить патологию нужно с первых же признаков. Другие возможные осложнения:

  • проблемы с вестибулярным аппаратом;
  • проникновение инфекции из уха внутрь черепа;
  • менингит;
  • нарушение функции барабанной перепонки;
  • гнойный средний отит;
  • нейросенсорная тугоухость;
  • абсцесс;
  • сепсис.

Диагностика

Первым для диагностирования заболевания врач-отоларинголог проводит осмотр носовой полости и ушей пациента. Это процедуры риноскопии и отоскопии. Они помогают осмотреть слизистую носоглотки, устье евстахиевой трубы, концы носовых раковин. В результате можно выявить причину сужения просвета. Риноскопия проводится при помощи специального носоглоточного зеркала.

Отоскопия – это процедура, которая рассматривает состояние слухового прохода и барабанной перепонки. При развитии евстахиита наблюдается отек и гиперемия слизистой. Если болезнь перетекла в перфоративную стадию, то становятся видны выделения из барабанной перепонки и перфорация. Другие методы диагностики патологии:

  • продувания ушей по Политцеру – процедура, при которой в одну ноздрю вставляют наконечник баллона, а вторую зажимают, после чего пускают воздух, чтобы проверить проходимость слуховой трубы;
  • общий анализ крови;
  • анализ мочи;
  • мазок из уха для;
  • аудиопробы – исследования слуха;
  • рентгенография;
  • компьютерная томография.
Читайте также:  У льва болит голова

Лечение тубоотита

Против данного заболевания назначают комплексную терапию, которая направлена на подавление инфекции в верхних дыхательных путях, снижение признаков воспаления и восстановление нормальной проходимости слуховой трубы. Лечение тубоотита у взрослых практически не отличается от методов, выбираемых для детей. Маленьким пациентам более осторожно назначают препараты, ведь многие из них имеют ограничения по возрасту. В общем схему лечения можно отобразить следующим образом:

  1. Устранение возбудителя. Если причиной патологии выступают бактерии, то лечить ее нужно при помощи антибактериальных препаратов. Гнойные воспаления способны подавить антибиотики из группы макролидов и пенициллинов.
  2. Снятие болевого синдрома. Осуществляется при помощи назначение анальгетиков.
  3. Устранение аллергии. Если заболевание имеет аллергическую природу, то его симптомы снимают при помощи антигистаминных препаратов.
  4. Продувание слуховой трубы. Этот метод помогает восстановить ее проходимость.
  5. Катетеризация евстахиевой трубы. Проводится при помощи катетеров, которые вводят в полость среднего уха. Через них туда попадает лекарство, например, адреналин или гидрокортизон, которые улучшают проходимость трубы.

На фоне медикаментозного лечения могут быть назначены физиотерапевтические процедуры, которые ускоряют выздоровление. Их список включает:

  • согревающее сухое тепло;
  • массаж барабанной перепонки;
  • местное ультрафиолетовое облучение;
  • лазеротерапия в устье евстахиевой трубы;
  • воздействие на среднее ухо высокочастотными токами.

Медицинские препараты

Прием медикаментов – это основной метод лечения тубоотита. В зависимости от симптомов у конкретного пациента могут быть назначены препараты из разных групп, включая:

  1. Антигистаминные лекарства. Эти средства принимают внутрь. Данная категория включает такие препараты, как Супрастин, Диазолин, Лоратадин и Цетрин.
  2. Антибиотики. Эффективны в случае бактериальной природы евстахиита. Врач может назначить Азитромицин или Амоксиклав и некоторые сульфаниламидные антибиотики.
  3. Местные сосудосуживающие. Сюда относятся такие капли и спреи для полости носа, как Отривин, Санорин, Тизин, Галазолин.
  4. Витамины и иммуномодуляторы. Повысить защитные свойства организма помогают Имунорикс, Бронхоимунал, Полиоксидоний.

Антигистаминные препараты

При аллергическом евстахиите основой лечения являются антигистаминные препараты. Они снимают отек и покраснение слизистой. Из противоаллергических лекарств могут быть назначены следующие:

  1. Цетрин. Выпускается в форме таблеток и сиропа. Преимущество последнего в возможности применения у детей старше 2 лет. Обе формы лекарства оказывают противозудное и противоэкссудативное действие. Недостатком являются возможные побочные эффекты.
  2. Лоратадин. Это противоаллергическое средство 2 поколения. Основано на одноименном веществе. Выпускается тоже в двух формах: таблетки и сироп, который разрешен с 2-летнего возраста. Плюс препарата – он действует в течение 8-12 часов после применения. Стоит отметить, что Лоратадин имеет больше противопоказаний по сравнению с Цетрином.

Антибактериальные препараты

В отношении евстахиита, вызванного бактериями, эффективна антибактериальная терапия. Это могут быть не только таблетки для приема внутрь, но и капли для местного применения и инъекции для внутримышечного введения. Нельзя самостоятельно назначать себе антибиотики, ведь каждый препарат эффективен в отношении только конкретных бактерий. Это может определить только врач после взятого мазка. Среди антибиотиков часто назначают:

  1. Амоксициллин. Основным компонентом выступает одноименное вещество. Плюс – большое количество форм выпуска препарата. Суспензия разрешена для детей младше 5 лет. Также существуют таблетки, капсулы и гранулы. Все формы выпуска обладают широким спектром действия по отношению к аэробным грамположительным бактериям. Минусом является большое количество побочных реакций.
  2. Цефазолин. Это антибиотик для внутримышечных и внутривенных инъекций. Используется при более тяжелых случаях. Список побочных эффектов гораздо меньше по сравнению с другими подобными антибиотиками. Плюсом является и быстродействие препарата и возможность применения его у детей старше 1 месяца. Недостаток – средство продается только по рецепту врача.

Ушные капли при евстахиите

Антибиотики при евстахиите могут быть назначены и в виде капель. Они предназначены для местного применения в домашних условиях. За счет использования непосредственно в очаге поражения повышается эффективность лечения. Действенными каплями против этого заболевания являются следующие:

  1. Отофа. Основой капель является рифамицина натрий – вещество, препятствующее развитию бактерий. Плюс препарата в том, что у него малая системная абсорбция. Кроме того, он практически не приводит к возникновению побочных реакций. Эти капли при тубоотите можно использовать и для лечения детей.
  2. Нормакс. Капли, основанные на норфлоксацине. Это вещество проявляет противомикробное действие в отношении грамполодительных и грамотрицательныз аэробных бактерий. Минус – нельзя применять возрасте до 12 лет и беременности. Преимущество – при тяжелом течения заболевания капли можно использовать каждые 3 часа до улучшения состояния.

Лечение борным спиртом

Этот метод чаще относят к народной медицине. Борный спирт продается в любой аптеке. Средство относится к категории бюджетных. Основным его свойством является бактерицидный эффект. Лечение евстахиита в домашних условиях при помощи борного спирта проводится так:

  • лечь на бок, противоположный больному уху;
  • флакон со спиртом подержать в руках пару минут, чтобы согреть;
  • далее набрать в пипетку 3-4 капли жидкости;
  • закапать их в слуховой проход;
  • полежать 10 минут;
  • по окончании процедуры закрыть слуховой проход ваткой;
  • повторять процедуру 2-3 раза на протяжении дня до облегчения состояния.

Профилактика

Основной целью профилактики является снижение нагрузки на ушные раковины. Если вы склонны к заболеваниям ушей, то не стоит погружаться под воду, заниматься альпинизмом и пользоваться воздушным транспортом. Чтобы предотвратить развитие евстахиита, необходимо вовремя лечить вирусные и бактериальные инфекции. Другие меры по профилактике заболевания:

  • укреплять иммунитет;
  • правильно питаться;
  • надевать шапку в холодное время года;
  • закаливать организм;
  • избегать переохлаждений, сквозняков;
  • при первых симптомах заложенности уха обращаться к врачу;
  • правильно сморкаться при насморке – сначала зажав одну ноздрю, потом – другую, не прилагая при этом усилий;
  • избегать травм носа, головы, уха;
  • отказаться от вредных привычек;
  • при аллергических или респираторных заболеваниях пользоваться сосудосуживающими препаратами.

Видео

Евстахиит

Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Источник

Âîò è ìåíÿ íàêîíåö “îòïóñòèëî” îò ïåðåæèòîãî è ðåøèë íàïèñàòü ñâîé ïåðâûé äëèííîïîñò êàê ìíå ðîâíÿëè íîñîâóþ ïåðåãîðîäêó. Îãîâîðþñü ñðàçó, ÷òî ïðîáëåìû ÿ îñîáî íå îùóùàë äî ïðèìåðíî 30 ëåò. Âî ñíå ïðåèìóùåñòâåííî ñòàë äûøàòü ðòîì, ïîòîìó êàê íîñîì íå õâàòàëî âîçäóõà. Ïðîñòî íàâåðíîå ïðèâûê óæå, ÷òî îäíà íîçäðÿ äûøèò ÷óòü õóæå, à âòîðàÿ âñåãäà íîðìàëüíî.  þíîñòè áûëî ïîôèã,  âðà÷è íàñòîé÷èâî íè÷åãî íå ñîâåòîâàëè, à ìîëîäîé îðãàíèçì ñïðàâëÿëñÿ êàê-òî â ïîëíîçäðè. È âîò, â 33 ðåøèë,÷òî ïîðà áðàòüñÿ çà ñâîå çäîðîâüå è ïîñëå î÷åðåäíîãî ïîõîäà ê ëîðó, ïî ïîâîäó õðîíè÷åñêîãî òîíçèëëèòà, ïåðèîäè÷åñêîãî õðàïà, â î÷åðåäíîé ðàç ïðè ïåðâîì æå îñìîòðå óñëûøàë óæå çíàêîìîå “ïåðåãîðîäî÷êà êðèâàÿ, çíàåòå? Íàäî ïîðîâíÿòü.” ß ðåøèë,÷òî õâàòèò ýòî òåðïåòü è ïîøåë ê ëîðó ïîëó÷øå. Ìíå ýòî ïîêàçàëîñü íîðìàëüíûì ðåøåíèåì. Ê òîìó æå ïåðâàÿ íå î÷åíü ìíå ïîíðàâèëàñü êàê âðà÷, íî íå ñóòü. Ê òîìó æå ìíå îçâó÷èëè, ÷òî êðèâàÿ ïåðåãîðîäêó è êàê ñëåäñòâèå – êèñëîðîäíîå ãîëîäàíèå, õîòü è ïåðèîäè÷åñêè, íî íè÷åãî õîðîøåãî íå íåñåò, à òàêæå ïëîõîå íîñîâîå äûõàíèå ìîæåò áûòü ïðè÷èíîé ÷àñòûõ ñèíóñèòîâ,  ðèíèòîâ, è äàæå èìåþùåãîñÿ ó ìåíÿ òîíçèëëèòà. Äðóãîé âðà÷ îçâó÷èë ìíå âñå ñëîâî â ñëîâî, ìíå ïðîëå÷èëè òîíçèëëèò è ÿ ïîøåë äîâîëüíûé äîìîé, à ìûñëè î ïåðåãîðîäêè íà÷àëè ìåíÿ ïîñåùàòü âñå ÷àùå. Çàëåç íà ïèêàáó è ïî÷èòàë “îò÷åòû” #íîñîâàÿïåðåãîðîäêà, óæàñíóëñÿ, çàêðûë ñ ìûñëüþ – íó íàôèã. Íî ÷åðåç ìåñÿö ñóïðóãà ñêàçàëà – ñêîëüêî ìîæíî õðàïåòü!? ß îñìåëåë è ïîøåë íà ãîñóñëóãè, çàòåì â ïîëèêëèíèêó ê ëîðó. Çàðàíåå îãîâîðþñü, ÷òî âñå ìåðîïðèÿòèå ñòîèëî ìíå 0ð., òîåñòü ïî ÎÌÑ. Ñòîèìîñòü òàêîé îïåðàöèè â íàøåì ðåãèîíå – îò 40 äî 60ê ðóáëåé, òîëüêî ó÷òèòå, ÷òî âàñ âûãîíÿò íà 3è ñóòêè ïîñëå îïåðàöèè, à ìîæåò è ðàíüøå. Ñ îäíîé ñòîðîíû åñëè íåò âðåìåíè è íà óëèöå òåïëî, òî ýòî íå èìååò çíà÷åíèÿ, íî ÿ äåëàë ïî õîëîäó è ïîäöåïèòü âîñïàëåíèå íå õîòåëîñü, ïîýòîìó âàðèàíò ñ îïåðàöèåé ïî ÎÌÑ è ñòàöèîíàð 7 äíåé ìåíÿ âïîëíå óñòðàèâàë. Ê òîìó æå ÿ ïîïàë ïîä êàðàíòèí â áîëüíèöå è âûõîäèòü è âõîäèòü íå ðàçðåøàëè íèêîìó, ÷òî â öåëîì ïðàâèëüíî.

Читайте также:  Если после пива болит голова что это

Ïîëó÷èâ çàâåòíûé òàëîí íà ãîñóñëóãàõ, ïðèøåë ê íàçíà÷åííîìó âðåìåíè ê ïîëèêëèíèêó â êàáèíåò è äîæäàâøèñü âûçîâà ñ óäèâëåíèåì áûë ïîñëàí â ðåãèñòðàòóðó çà òàëîíîì è êàðòîé. Åñëè âàì òàêîå áóäóò íàâÿçûâàòü – íèêóäà íå èäèòå, óïèðàéòåñü ðîãîì – êàðòà äîëæíà áûòü â êàáèíåòå âðà÷à ê âàøåìó ïðèõîäó. Ïðîñòî ðàáîòíèêè ðåãèñòðàòóðû íå õîòÿò íîñèòü ãîñóñëóãîâñêèå äîêóìåíòû, ïî÷åìó-òî. Íà ìîå âòîðîå ïîñåùåíèå âñå óæå áûëî ó âðà÷à, ïîýòîìó íå ïðîãèáàéòåñü åñëè âàñ ïîøëþò.

Ìíå âûïèñàëè ñòàíäàðòíûé íàáîð àíàëèçîâ íà ãîñïèòàëèçàöèþ(êðîâü âåíà,ïàëåö,âè÷è,ñèôèëèñ,ìî÷à,êàë) è îòïðàâèëè ñäàâàòü. Ñ 2019 ãîäà ñòàëè òðåáîâàòü äîïîëíèòåëüíûé àíàëèç íà ÈÔÀ àíòèòåëà, ýòî ðàçíîâèäíîñòü àíàëèçà ñèôèëèñà è ïîäîáíûõ èíôåêöèé, òàê ÷òî åñëè âàì íå âûïèñàëè – óòî÷íèòå, ÷òîáû íå áåãàòü ïîòîì â ñðî÷íîì ïîðÿäêå, äåëàþò åãî 3 ðàá äíÿ. Ïîòðàòèâ ÷àñ ðàííåãî óòðà ðàáî÷åãî äíÿ è îïîçäàâ íà ðàáîòó, ïîëó÷èëîñü âñå ñäàòü. Îñòàâàëîñü æäàòü ðåçóëüòàòû è òîïàòü çà íàïðàâëåíèåì íà îïåðàöèþ.

×åðåç 3-5 äíåé ïðèøåë ê ËÎÐó, çàáðàë íàïðàâëåíèå è íà÷àëèñü ñîìíåíèÿ… Âðîäå è òàê íîðìàëüíî íîñ äûøèò, âðîäå è íå íàäî, ìîæåò íó åå ýòó îïåðàöèþ, äðóãèå âîí æèâóò æå, è ïðî÷åå, ïðî÷åå…

Ñîâåò! Íå ÷èòàéòå â èíòåðíåòå ïðî òî êàê èìåííî èäåò îïåðàöèÿ, òî÷íåå íå ñìîòðèòå êàðòèíêè. Òåêñò åùå áîëåå ìåíåå ïîëåçåí, ÷òîáû çíàòü ÷òî òåáÿ æäåò è íå áîÿòüñÿ òàê ñèëüíî íåèçâåñòíîñòè, íî êàðòèíêè ñìîòðåòü íå ñîâåòóþ, ýòî æåñòü. Êàê ÿ óæå ãîâîðèë âûøå – ÿ ïðî÷èòàë íåñêîëüêî ïîñòîâ íà ïèêàáó è íåìíîãî óñïîêîèëñÿ, ÷òî â ïðèíöèïå íå ñìåðòåëüíî, åäèíñòâåííîå íàïðÿãàëè íåêîòîðûå ìîìåíòû, ãäå ëþäè ãîâîðèëè,÷òî ëó÷øå äåëàòü ïîä îáùèì íàðêîçîì, à íå ìåñòíûì. Ïðàâäà âîçíèêàåò âîïðîñ – êàê îíè ìîãóò ñðàâíèòü ÷òî ëó÷øå, ÷òî õóæå, åñëè îïåðàöèþ äåëàëè èì îäèí ðàç?

Íàñòàë ÷àñ Õý è ÿ ñ çàâåòíûì íàïðàâëåíèåì ïîøåë ê îïåðèðóþùåìó ËÎÐó, êîòîðîãî âñå â ãîðîäå õâàëèëè çà ïðîôåññèîíàëèçì. Îí ïîñìîòðåë íà ìåíÿ(áåç èíñòðóìåíòîâ), ïîñìîòðåë àíàëèçû è ñêàçàë, ÷òî íóæíî òîò ñàìûé ÈÔÀ, ñäåëàåøü – ïðèõîäè íà ãîñïèòàëèçàöèþ. Òàê ÿ ïîòåðÿë åùå íåäåëþ, ñ ó÷åòîì ñäà÷è íà ñëàäóþùèé äåíü è îæèäàíèÿ 2-3 äíÿ. Ïðèäÿ â ñëåäóþùèé ðàç ìåíÿ íàêîíåö-òî ïîñìîòðåëè ñ “íîçäðåðàñøèðèòåëÿìè”(ïî÷èñòèòå íîñ îò ñîïëåé, ÷òîáû íå áûëî ñòûäíî), åñòåñòâåííî íàäî áûòü çäîðîâûì, à íå â îñòðîé ñòàäèè ñèíóñèòà, ðèíèòà è òä, ñ âîñïàëåíèåì âñå áóäåò ãîðàçäî äîëüøå è ñëîæíåå, åñëè âîîáùå âîçüìóò, à íå îòïðàâÿò íà ëå÷åíèå. Óòî÷íèâ ó äîêòîðà ïðî òèï íàðêîçà è ïîëó÷èâ îòâåò – “ìåñòíûé êîíå÷íî, çà÷åì òóò îáùèé?”, çàòðÿñëèñü êîëåíêè â “ïðåäâêóøåíèè” ýêçåêóöèè, íî ñïîêîéñòâèå è ñåðüåçíîñòü âðà÷à âíóøàëè äîâåðèå è íåìíîãî óñïîêîèëè. Âñå òàêè åìó âèäíåå. Ñðàçó ñêàæó, ÷òî, âîçìîæíî, íå ñòîèò æäàòü îòíîøåíèÿ ê ñåáå êàê ê îñîáîìó ïàöèåíòó, ñêîðåå âñåãî âû ïîëó÷èòå îòíîøåíèå êàê íà êîíâåéåðå, ýòî íîðìàëüíî, òàêèå îïåðàöèè îíè äåëàþò ïî 3-6 â íåäåëþ, à èíîãäà è áîëüøå. Ïîçàäàâàë ãëóïûå âîïðîñû âðà÷ó ïî òèïó – áóäåò ëè ÷òî-òî âèäíî ñíàðóæè, èçìåíèòñÿ ëè îáîíÿíèå, áîëüíî ëè ýòî, ïîëó÷èâ ñóõèå îòâåòû âðîäå íåò,íåò,íåò, íå âîëíóéñÿ, ïîøåë â ïàëàòó.

Îñòàâøóþñÿ ÷àñòü äíÿ(òî÷íåå ïî÷òè âåñü äåíü) çàíèìàåòåñü íè÷åãîíåäåëàíèåì, ñîâåòóþ ïîçàáîòèòüñÿ îá ýòîì. Ñïèñîê âåùåé êîòîðûå íóæíû îáÿçàòåëüíî, ïîìèìî ñìåííî îäåæäû è îáóâè:

-ìûëüíî-ðûëüíûå ïðèíàäëåæíîñòè

-êðóæêà

-òåëåôîí ñ çàðÿäêîé(âîçüìèòå äëèííûé êàáåëü, òàê êàê çàíÿòüñÿ íå÷åì è òåëåôîí ñàäèòñÿ áûñòðî, à ðîçåòêè îáû÷íî äàëåêî/âûñîêî), ëèáî íåáîëüøîé óäëèííèòåëü

-òðóáî÷êè äëÿ ïèòüÿ âîäû, ëó÷øå äëèííûå, íåñêîëüêî øòóê, äàëüøå áóäåò ïîíÿòíî

-íîñîâûå ïëàòêè øòóêè 3

-áóìàæíûå ñàëôåòêè, óäîáíî â êîðîáêàõ, õâàòèò îäíîé êîðîáêè â 150-200øò.

-ðàçâëå÷åíèÿ íà ñâîé âêóñ (êàðòû, êíèãè, íîóò ñ ôèëüìàìè/èíòåðíåòîì, âÿçàíèå, âàëÿíèå, âûøèâàíèå è òä)

Âå÷åðîì ñäåëàþò óêîë, ïðåäïîëîæèòåëüíî óñïîêîèòåëüíûé. Óòðîì ñëåäóþùåãî äíÿ îñìîòð âðà÷îì, çàêàïûâàíèå êàïåëü ïðåäïîëîæèòåëüíî ñîñóäîñóæèâàþùèõ(ïî÷èñòèòå îò ñîïëåé), è ôðàçà äîêòîðà – äàëåêî íå óõîäè, ùàñ ïîéäåøü. ß çà âñþ ñâîþ æèçíü íè ðàçó íå áûë â îïåðàöèîííûõ è äàæå ó ñòîìàòîëîãà, ïîýòîìó çàðàíåå ïðåäóïðåäèë ÷òî åñòü ëè ó ìåíÿ ðåàêöèÿ íà ëèäîêàèí – íå çíàþ, ïîýòîìó åñëè âàñ íå ñïðîñÿò – óòî÷íèòå ñàìè, èíà÷å ýòî ìîæåò áûòü ôàòàëüíî è ïîòîì íå áóäåò èìåòü çíà÷åíèÿ êòî çàáûë ñïðîñèòü âû èëè âðà÷. Íà ýòî ìåäñåñòðà ñêàçàëà – õîðîøî, ýòî íå ïðîáëåìà, ñäåëàåì àíåñòåçèþ íå íà ëèäîêàèíå(çíàþùèå – ïîïðàâüòå). Ñêàçàëè ðàçäåòüñÿ ïî ïîÿñ ñâåðõó è ïðèãëàñèëè â îïåðàöèîííóþ. Äëÿ òåõ êòî òàì áûë ðàíüøå – çíàåòå ñàìè, ìîæíî ïðîïóñòèòü àáçàö.

Ñ ó÷åòîì òîãî,÷òî âåñíà, à îòîïëåíèå åùå íå îòêëþ÷èëè, áûëî íåìíîãî òåïëåå, ÷åì ÿ äóìàë, ëàìïû íàä ñòîëîì ïîòóøåíû è îáñòàíîâêà íåìíîãî õîððîðîâàÿ. Ïðîõîäèòå, ëîæèòåñü, â ñòîðîíêå õèðóðã ñ îïóùåííûì çàáðàëîì è ðóêàìè â ïåð÷àòêàõ êâåðõó.

“ß êîíå÷íî âèäó íå ïîäàë..”(ñ)(Ñåêòîð ãàçà – Ñòðàõ). Ïðîøåë, ëåã, íå çíàåøü êóäà äåòü ðóêè, òî ëè äåðæàòüñÿ, òî ëè íåò, òåïåðü òî÷íî ñêàæó – äåðæàòüñÿ! çà êðàÿ ñòîëà. Íå âàæíî çà ÷òî, ëèøü áû ðóêè çàíÿòü. Äàëåå ïðîòåðëè ëèöî ñïèðòîì îáèëüíî, íàêðûëè ïðîñòûíåé, ïðîðåçàëè â íåé îòâåðñòèå äëÿ îïåðàöèîííîãî ïîëÿ, çäåñü ÿ çàêðûë ãëàçà è äàë ñåáå æåëåçíóþ óñòàíîâêó äî êîíöà îïåðàöèè èõ íå îòêðûâàòü. Áîëüøå âñåãî ìåíÿ ïóãàëî, ÷òî ïðèäåòñÿ äîëáèòü êîñòü ìîëîòêîì è äîëîòîì, ÷òî â îïèñàííîì ïîñòå íà ïèêàáó áûëî âåðøèíîé áîëåâûõ îùóùåíèé, ïðè÷åì ñ àíåñòåçèåé. Íî áîÿòüñÿ ñèëüíî íå ñòîèò.

Âêîëîëè èçíóòðè íîçäðè àíåñòåçèþ, îùóùåíèå îíåìåíèÿ ðàñòåêëîñü ïî âñåìó íîñó çà 30-40 ñåêóíä, ïåðåòåêëî íà ãîðëî, âåðõíèå çóáû, à ïîçæå è íà íèæíèå ïåðåäíèå, ÷òî ïîêàçàëîñü ìíå ñòðàííûì. ×óâñòâî ãëîòàíèÿ ïðèòóïëÿåòñÿ, íî íóæíî ãëîòàòü êîãäà õî÷åòñÿ è äåëàòü ýòî êàê îáû÷íî, âñå íîðìàëüíî. äûøàòü âî âðåìÿ îïåðàöèè êîíå÷íî ðòîì, è ìîæíî íå ñòåñíÿòüñÿ â îáúåìàõ.

Читайте также:  Ок болит голова в перерыве

Äàëåå íà÷àëàñü æåñòü è ÿ íè ðàçó íå æàëåþ,÷òî íå îòêðûâàë ãëàçà. Íè÷åãî íå ÷óâñòâóåòñÿ, íî ñêðåæåò ñêàëüïåëÿ ïî êîæå (âíóòðè) à ïîòîì êàêèå-òî íåèñòîâûå àäîâûå ìàíèïóëÿöèè êàê ìíå ïîêàçàëîñü íå ìåíåå 4-6 èíñòðóìåíòàìè ïî õðÿùàì. Ïîõîæå ÷òî âàì âûñêðåáàþò íîçäâðè èçíóòðè äëÿ óâåëè÷åíèÿ èõ ïðîñâåòà êàê â … ÿáëîêå ëîæêîé, çâóêè ïðèìåðíî òàêèå æå, íî îäíî ðàäóåò – íè÷åãî íå áîëüíî. ß ïûòàëñÿ äàæå ÷òî-òî ãîâîðèòü, íî ýòî ñêîðåå äëÿ ñàìîïîääåðæêè. Äàëåå ôðàçà ìåíÿ ÷óòü íå âûðóáèëà ïðÿì òàì – ùàñ íåìíîæêî ïîñòó÷èì, ãîâîðèò äîâòîð è ïðîñèë Âàëå÷êó ïåðåäàòü åìó êàê ÿ óæå ñàì çíàþ è ÷åãî ÿ îñîáåííî áîÿëñÿ – ìîëîòîê è äîëîòî(ïîïðàâüòå çíàþùèå),íî âñå ïðîøëî íå òàê ñòðàøíî êàê ïðåäñòàâëÿëîñü – 2-3 óäàðà ñî ñëîâàìè – õîðîøî, åùå. È åäèíñòâåííûé ìîìåíò êîòîðûé äî ñèõ ïîð â ïàìÿòè – ýòî õðóñò êîñòè âíóòðè ãîëîâû, êîãäà ñêîëîòûé åå êóñîê îí âûòàñêèâàë ùèïöàìè è äîëàìûâàë, ïîõîæå íà çâóê êðîøàùèõñÿ ÷èïñîâ ïðÿìî â ãîëîâå, íî êîãäà ïîíèìàåøü, ÷òî ýòî òâîÿ êîñòü – æóòêîâàòî. Ìîæíî êðè÷àòü, ÷òî ÿ è äåëàë, õîòÿ áîëè íå áûëî, à òîëüêî íåìíîãî íåïðèÿòíîå îùóùåíèå âðîäå ïîêàëûâàíèÿ îò õîëîäà ïðè âäûõàíèè íîñîì, ãäå-òî òàì â ãëóáèíå. Ïîòîì ìåíÿ ïîïðîñèëè ïîäûøàòü íîñîì, ïðîâåðèòü òàê ñêàçàòü, íà óäèâëåíèå(ìîå, íå äîêòîðà) äûøàòüñÿ ñòàëî âîîáùå áåç ñîïðîòèâëåíèÿ, ëó÷øå ÷åì ðòîì(ìîæåò ïîòîìó, ÷òî íîñà íåò íà ìåñòå – ïîäóìàë ÿ). Äàëåå ìíå íàñóâàëè òàìïîíîâ â íîñ, ñíà÷àëà ðåçèíîâûõ, ïîòîì ìàðëåâûõ, ñâåðõó ïîâÿçêà ïîä íîñ â âèäå áîëüøîé ìàðëåâîé áóëüáû è ðàçðåøèëè âñòàâàòü è èäòè, êàê èñöåëåííûì. ß âñòàë ,íî èäòè íå ïîëó÷èëîñü, òî ëè îò ñòðàõà, òî ëè åùå îò ÷åãî, íî ÿ ïîíÿë, ÷òî óïàäó è íå äîéäó, ïîòîìó ìåíÿ ïîâåçëè â ïàëàòó ïîä èçóìëåííûå âçîðû ïàöèåíòîâ. Âñÿ îïåðàöèÿ çàíÿëà 10-15 ìèíóò.

Îòëåæàâøèñü ïîë÷àñà ïîíèìàåøü, ÷òî íè÷åãî ñòðàøíîãî â ýòîé îïåðàöèè íåò, ïîòîìó êàê: íè÷åãî íå ÷óâñòâóåøü. Ñîâñåì. Êðîìå òîãî, ÷òî âî âðåìÿ ìàíèïóëÿöèé ïî ñîñêðåáàíèþ øèïîâ è ãðåáíåé â íîñó âðà÷ äåðæèò ãîëîâó è óïèðàåòñÿ â íåå òàê ñèëüíî, ÷òî êàæåòñÿ, åñëè îí íåìíîãî ïðîìàõíåòñÿ è èíñòðóìåíò ñîñêî÷èò – òî ñíåñåò ìíå ïîëãîëîâû. Ñèëó îí ïðèëàãàåò ñóùåñòâåííóþ, âèäèìî õðÿùè íå òàêèå ìÿãêèå êàê íàì êàæåòñÿ.

Äàëåå ñäåëàëè óêîë îáåçáîëèâàþùåãî âíóòðèìûøå÷íî. Ñëåäóþùèå ñóòêè ïðèäåòñÿ õîäèòü ñ ïîâÿçêîé ïîä íîñîì è ìåíÿòü åå ïî ìåðå ïðîïèòûâàíèÿ êðîâüþ è ëèìôîé. ß çà ñóòêè ïîìåíÿë 8-9 øòóêè, ñíà÷àëà êàæäûé ÷àñ èëè äàæå ÷àùå,ïîòîì âñå ðåæå. Âîò çäåñü è ïîíàäîáÿòñÿ òðóáî÷êè äëÿ âîäû, ïîòîìó êàê ïîâÿçêà ìåøàåò ïîäíåñòè êðóæêó. Íîñ çàëîæåí ïîëíîñòüþ, íå îáðàùàéòå âíèìàíèÿ, ïåéòå êàê îáû÷íî, òàì âñå ïðèæàòî ïëîòíî è íèêóäà íå îòîðâåòñÿ íå îòâàëèòñÿ, íå îòîðâåòñÿ. Åäèíñòâåííîå íå ñòîèò ÷èõàòü, à åñëè è ïðèñïè÷èò, òî ïîñòàðàéòåñü íå ÷èõàòü íîñîì è äåðæèòå ïîâÿçêó ïîêðåï÷å, ÷òîáû òàìïîíû íå âûëåòåëè. Èíòåðåñíåå îáñòîèò äåëî ñ åäîé. Ìíå ñäåëàëè îïåðàöèþ óòðîì, äî ýòîãî ÿ óñïåë ïîçàâòðàêàòü, ïîòîì ïèë âîäè÷êó äî îáåäà, à íà îáåä ðåøèë âñå òàêè ïîéòè, è íå çðÿ. Åñòü êîíå÷íî ñ ïîâÿçêîé íåðåàëüíî – íå âèäíî êóäà ñóâàòü ëîæêó, ïëþñ îíà ñîäåðæèìûì öåïëÿåòñÿ çà ïîâÿçêó. Ïîýòîìó áûëî ðåøåíî åñòü â ïàëàòå ïåðåä çåðêàëîì, åñëè åãî òàì íå áóäåò – ïîïðîñèòå íà âðåìÿ ó ñåñòåð èëè ïàöèåíòîâ, îíî âàì ïîíàäîáèòñÿ ïàðó ðàç çà äåíü. Âîò ïåðåä çåðêàëîì äðóãîå äåëî – âñå ïîïàäàåò è íè÷åãî íå êàïàåò ìèìî. Ñîâåòóþ.

Âå÷åðîì è ñëåäóþùèì óòðîì – óêîë îáåçáîëèâàþùåãî. Äàëåå äíÿ 3 ïàðàöåòàìîë 3 ðàçà â äåíü. Óòðîì ñíÿëè ïîâÿçêó, âûòàùèëè òàìïîíû, íî îäíîãî íå íàøëè(!!!). “Òû åãî ñúåë ÷òîëè?” – ñïðîñèë äîêòîð. Íåò, íå ïîìíþ òàêîãî. Ðàçðåøèë ïðîìàêèâàòü âûäåëåíèÿ, íî íå ñìîðêàòüñÿ! Òàê ÿ è õîäèë åùå äåíü ñ ïîäòåêàþùåé êðîâüþ, çäåñü è ïîìîãëè áóìàæíûå ñàëôåòêè, óäîáíåå, ÷åì ïëàòîê, êîòîðûé ñî âðåìåíåì âåñü â êðîâè è ê òîìó æå áîëåå æåñòêèé è íàòèðàåò íîçäðè. Åñòü ñòàëî ëåã÷å, ïèòü òîæå, íî ïî ïðåæíåìó âñå çàëîæåíî. Íå ïîêèäàåò îùóùåíèå, ÷òî ÷óâñòâóþ êàêîé-òî çàïàõ íîñîì íàïîäîáèå àíòèñåïòèêà áîëüíè÷íîãî, êàê â îïåðàöèîííîé…

Íà ñëåäóþùèé äåíü ðàçðåøèëè ñìîðêàòüñÿ ïî-íåìíîãó. Ïîøåë äîâîëüíûé ïîñëå îñìîòðà â ïàëàòó øìûãàÿ â ñåáÿ è ÷óâñòâóþ – ÷òî-òî ëåçåò èç íîñà â ãîðëî, ïðè÷åì çíàòíûõ ðàçìåðîâ. Êîå-êàê íà ãëàçàõ äðóãèõ ïàöèåíòîâ â êîðèäîðå âûñìàðêèâàþ ÷åðåç ðîò çäîðîâåííûé òàìïîí ðàçìåðîì ñ óêàçàòåëüíûé ïàëåö, ðàäîñòíûé çàâîðà÷èâàþ â ïëàòîê è ðàçâîðà÷èâàþñü â ïðîöåäóðêó îòêóäà òîëüêî ÷òî âûøåë – âîò, ãîâîðþ! Íàøåëñÿ òàìïîí! È óëûáêà äóðàöêàÿ. Àãà, ìîëîäåö, âîçüìè ñ ïîëêè ïèðîæîê. Âñåòàêè íå ìåðåùèëñÿ ìíå çàïàõ àíòèñåïòèêà èëè ÷åãî-òî ïîõîæåãî. Òàêîå áûâàåò, òàìïîí ïðîâàëèëñÿ ïîãëóáæå â íîçäðþ, ýòî íåñòðàøíî, êàê ìåíÿ çàâåðèëè.

Íó à äàëüøå îáû÷íîå áîëüíè÷íîå ëåæàíèå, ñ ïðîöåäóðàìè â âèäå êàïåëü 3 ðàçà â äåíü è îñìîòðîâ, îòåê ñïàäàåò è äûøàòü âñå ëó÷øå è ëó÷øå.

ÁÎËÈ ÍÅÒ ÑÎÂÑÅÌ! Ýòî äëÿ òåõ, êòî áîèòñÿ áîëè. ÍÅìíîãî íåïðèÿòíî îòõîäèò àíåñòåçèÿ êîãäà çóáû îòïóñêàåò, ëîìèò êàê-òî ñòðàííîâàòî, êàæåòñÿ, ÷òî èãîëêè òîð÷àò îò âåðõíåé ãóáû äî ñàìîãî ãîðëà. Íî ýòî ïðîõîäèò â ïåðâûå ïîëäíÿ.

Ñðàçó ïîñëå îïåðàöèè ÿ ñêàçàë æåíå – ïèêàáóøíèêè íàãëî âðóò, ÷òî íåñòðàøíî è ñäåëàëè áû ðàíüøå, åñëè áû çíàëè,÷òî òàê. Ñïóñòÿ óæå 4 äíÿ ïîñëå îïåðàöèè ÿ ïîìåíÿë ñâîå ìíåíèå è  ñîãëàñåí ñ îòïèñàâøèìèñÿ ïèêàáóøíèêàìè – çíàë áû – ñäåëàë ðàíüøå. Ñòðàøíî ëè? Íå òî ñëîâî! Íî óñïîêîèòåëüíîå äåëàåò ñâîå äåëî, àíåñòåçèÿ âñå ìàñêèðóåò. Îáùèé íàðêîç? Îíî âàì íàäî? Îò íåãî îòõîäèòü 50/50, êòî-òî î÷åíü ëåãêî è áûñòðî, à êòî-òî çàâèñàåò íà +2 äíÿ îòõîäíÿêîâ. Åñëè î÷åíü ñòðàøíî – íå îòêðûâàéòå ãëàçà íà îïåðàöèè, ìíå, íàïðèìåð, î÷åíü íå õîòåëîñü äàæå ñëó÷àéíî óâèäåòü ÷òî-òî, ÷òî áóäåò ïîòîì ñíèòüñÿ ïîëãîäà, íàïîäîáèå êóñêà õðÿùà â ùèïöàõ èëè êîñòè, èëè êðîâàâîãî èíñòðóìåíòà. Êðîâè, êñòàòè, êàê ìíå ïîêàçàëîñü, íåìíîãî.

Èñïðàâëåíèå íîñîâîé ïåðåãîðîäêè, êñòàòè, îäíà èç ñàìûé ÷àñòûõ îïåðàöèé â ïðàêòèêå îïåðèðóþùåãî ËÎÐ âðà÷à. Òàê ÷òî âûáèðàéòå âðà÷à, êîòîðûé äàâíî îïåðèðóåò, êîòîðîãî õâàëÿò. Ïóñòü îí áóäåò íåìíîãîñëîâåí, ñåðüåçåí è íåîáùèòåëåí, íî ñ äðóãîé ñòîðîíû – íà êàæäîãî âðåìÿ òðàòèòü, áåñåäîâàòü ïî äóøàì, ðàáîòû ó íèõ è òàê õâàòàåò. Ãëàâíîå, ÷òîáû ïðàâèëüíî ïîðåçàëè, à ïîãîâîðèòü ìîæíî è â äðóãîé ðàç.

 îáùåì äåëàéòå, åñëè ãîâîðÿò, ÷òî íàäî, è ÷åì â áîëåå ìîëîäîì âîçðàñòå, òåì áûñòðåå âñå çàðàñòåò è çàáóäåòñÿ. Îíî òîãî ñòîèò.

Âñåì çäîðîâüÿ è äîáðà!

Источник