Намаз если болит голова

Ислам характеризует ориентированность на индивидуальные особенности мусульман, дабы помочь соблюдать предписанные им обязательства. Что касается одного из столпов веры – намаза, то в нём тоже существуют облегчения и послабления в зависимости от физического состояния молящегося.
Времена намаза для всех городов России представлены в специальном разделе нашего сайта.
В данном вопросе действует принцип облегчения религии для тех, кому по независящим от них причинам тяжело совершать молитву. В Священном Коране ясно говорится:
«…Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения…» (2:185)
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрёл, и против него будет то, что он приобрёл…» (2:286)
В достоверном хадисе передаётся, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) сказал: «Совершай намаз стоя (как положено), если на это у тебя нет сил, тогда читай молитву сидя, если и на это нет сил, то молись облокотясь» (Бухари). В другом изречении Милости миров Мухаммаа (с.г.в.), переданном от Насаи, есть продолжение: «если и на это нет возможности, тогда читай намаз лёжа на спине».
Исходя из этого хадиса, учёные вынесли решение, что больным людям, которые не способны полноценно совершать намаз в силу физического недостатка, болезни (внутренних органов, позвоночника, переломов конечностей), тяжёлого протекания беременности (трудно наклоняться, угроза выкидыша), Шариат разрешает не выполнять молитву по всем предписанным нормам.
При чтении намаза сидя есть важное условие: наклон головы в саджда (земном поклоне) должен быть бОльшим, чем в рукугъ (поясном поклоне), иначе молитва признаётся неправильной.
Однако подверженному недугу верующему надлежит ориентироваться на своё реальное состояние и не переусердствовать. Непозволительно молиться сидя или лёжа, когда человеку стало лучше, и он уже может выполнять намаз полноценно. Если мусульманин начал молитву будучи больным, но потом почувствовал облегчение, то следующие действия намаза (рукугъ и саджда) он должен продолжить стоя (если сидел) или сидя (если лежал). Также предпочтительнее читать стоя, опираясь на другого человека или палку, чем сидя.
Важно отметить, что неполноценный намаз не принимается у человека, у которого не было объективных причин для послаблений.
Если же ему стало плохо во время намаза, то лучше не прекращать молитву, а продолжить намаз сидя или лёжа. Это будет лучше для молящегося, чем позднее он будет восполнять молитву или будет совершать неполные действия, будучи больным.
Пытаясь облегчить свой намаз, нужно помнить, что такая молитва по вознаграждению не равна полноценному намазу здорового человека. Об этом передаёт сподвижник Пророка (с.г.в.) Анас (р.а.): «Пророк Мухаммад (с.г.в.) вышел к людям, молившимся в сидячем положении из-за болезни, и сказал: «Поистине, намаз сидящего (по награде) – половина намаза стоящего» (хадис от Ахмада и Ибн Маджи).
Намаз лежачего больного имеет следующие особенности:
1. Лежать на спине, вытянув ноги в сторону Кыйблы. Желательно при этом чуть сгибать ноги в коленях. Рукугъ и саджда делается поднятием (или кивком) головы. Рекомендуется подкладывать что-нибудь под голову, дабы приподнять верхнюю часть туловища.
В дном из хадисов передаётся, что придя навестить больного, Заключительный Божий посланник (с.г.в.) увидел его молящимся на подушку, которую он преподносил к голове, имитируя поклон. Пророк (с.г.в.) взял подушку и отбросил в сторону. Тогда больной взял доску, чтобы молиться, касаясь её лбом, но Посланник Аллаха отбросил и её в сторону, сказав: «Молись, касаясь своим лбом земли, если сможешь. Если нет, то жестикулируй головой: при совершении земного поклона склоняй её ниже, чем при совершении поясного поклона» (ат-Табарани).
2. В случаях, когда верующему нельзя лежать на спине, ему позволено перевернуться на правый бок лицом в сторону Кыйблы.
3. Не допускается читать молитву только мысленно или мимикой (закрывая глаза, двигая бровями). Однако есть немногочисленные сторонники противоположного мнения, когда совершение намаза глазами и даже намерением (мысленно) разрешается.
4. Если человек в силу сильной болезни (находился без сознания, парализован) пропустил подряд 6 намазов, то ни восполнять, ни платить фидью (денежную компенсацию) не нужно. Если же пропущено меньше шести намазов, то совершение каза намаза (восполнение пропущенных) становится обязательным. Свидетельством этому служит то, что однажды Ибн Умар (р.а.) находился без сознания в течение дня и ночи, а когда пришёл в себя, не стал возмещать пропущенные молитвы (хадис передаёт ад-Даракутни). Однако если потеря сознания произошла вследствие принятия медикаментов, то восполнение молитв является обязательным независимо от количества пропущенных намазов.
Правила коллективного намаза
- Если верующий, дойдя до мечети, лишается сил, и ему становится настолько плохо, что ему придётся совершать намаз в облегчённой форме, то ему следует читать молитву дома.
- Здоровому человеку нельзя совершать намаз за имамом, который заменяет поклоны кивком головы.
Источник
Головная боль — один из наиболее частотных симптомов заболеваний внутренних органов и нервной системы, отравлений и инфекций. В зависимости от локализации её источником служат как вне-, так и внутричерепные образования.
Головная боль нередко наблюдается при механических повреждениях и воспалениях мягких тканей головы, органов чувств, желёз, костных пазух, сосудов. Повышение внутричерепного давления может вызвать головную боль, связанную с натяжением мозговых оболочек или со сдавливанием нервных стволов.
Также причиной головной боли является нарушение мозгового кровообращения и усиленная пульсация сосудов мозга.
Болевые ощущения проецируются в разные части головы, чаще всего в область лба, темени и затылка. Лечение, как и разновидности головной боли, варьируется. В медицине существует масса средств, облегчающих или снижающих неприятные ощущения. К ним относятся различные местные воздействия, процедуры и фармакологические средства.
В сборнике Ибн Маджа приводится пример, как Пророк ﷺ снимал головную боль. Он наносил на голову хну и говорил: «С дозволения Всевышнего она помогает от головной боли».
Также сподвижники видели, как Посланник Аллаhа ﷺ при сильных болевых ощущениях обвязывал голову. Тампон или повязка из хны — одно из действенных средств, если причина головной боли — воспаление. Это растение обладает уникальным вяжущим свойством и укрепляет нервы и органы.
В «Истории» аль-Бухари, а также в сборнике Абу Давуда говорится, что Пророк ﷺ советовал всем жалующимся на головную боль: «Примени хиджаму».
В сборнике Тирмизи приводится хадис от Салмы умму Рафи, служанки Пророка ﷺ: «Он обязательно накладывал хну на любую рану — колотую или резаную».
Головная боль доставляет массу проблем каждому человеку и является самым распространённым неприятным ощущением. Многие из нас стремятся как можно скорее выпить таблетку, чтобы забыть о мучительной боли. Но существует более безопасный способ — массаж, который стал проверенным средством. Давно известно: если интенсивно надавливать на определённые точки тела, можно исцелить многие недуги.
В течение трёх минут массируйте зону, где сходятся большой и указательный пальцы руки. Разведите их в стороны. Если при надавливании возникает болезненность — это и есть активная точка в развилке сухожилий.
Помогает ослабить боль массаж точки над переносицей, на линии роста бровей. Две симметричные точки необходимо массировать одновременно — небольшие ямочки в местах, где заканчиваются брови.
Помассируйте указательными пальцами одновременно точки, где рост волос делает лёгкий уголок. Часто помогает растирание мочек ушей до ощущения тепла.
Иногда помогает массаж воротниковой зоны, шеи и головы. Растирайте их до состояния тепла или воздействуйте подушечками пальцев на кожу головы в районе корней волос.
Ещё в древности люди применяли эфирные масла различных растений для лечения многих недугов. От головной боли помогает аромат лаванды — он расслабляет, снимает напряжение и успокаивает, помогает заснуть.
Если не любите лаванду, возьмите мяту — она также снимает стресс, от которого порой болит голова. Рекомендуем десять минут втирать мятное масло в кожу головы. Подойдут и свежие листочки мяты: их нужно растереть в кашицу, а затем приложить на область висков, затылка и темени. Можно выпить мятного чая с медом. Также положите в сумочку флакон с маслом мяты или лаванды, и при появлении головной боли подышите ароматами.
Холод снимает головную боль при перенапряжении, аллергии, спазмах или простуде. Оберните лед полотенцем или смочите полотняную салфетку в холодной воде, приложите ко лбу и вискам. Если вся голова болит, можно приложить холод еще и к шее и плечам. Внимание: не обёрнутый полотенцем лёд вызывает спазм сосудов и после небольшого облегчения усиливает боль.
Если головная боль вызвана нарушением кровообращения из-за шейного остеохондроза или спазма мышц, необходимо расширить сосуды, приложив к воротниковой зоне грелку или принять горячий душ.
Кстати, душ отлично снимает приступы головной боли, особенно контрастный. Если грелки или душа поблизости нет, помогают круговые вращения головой, лёгкое растирание задней поверхности шеи и укутывание шерстяным платком.
Зачастую голова болит от банальной гипоксии в квартирах. Это особенно сильно проявляется в отопительный сезон, когда обогреватели выжигают кислород. Проветривайте комнату каждый час по пять минут или совершите получасовую прогулку. Можно и просто выйти на балкон, глубоко и медленно подышать 10 минут.
Часто неприятные ощущения вызваны недосыпанием и переутомлением. Тогда просто прилягте и закройте глаза, постарайтесь заснуть или подремать пару часов. Откройте окно или просто проветрите помещение. Следите, чтобы воздух в спальне был влажным и прохладным.
Конечно, приведённые рецепты — не стопроцентная гарантия избавления от боли. Но зачастую они приносят заметное облегчение и при этом не вредят здоровью.
Шифа Шафиева
По материалам: https://www.islamisemya.com/
Источник
Все мы время от времени болеем и переживаем определенные проблемы со здоровьем. Это естественно, но иногда, предаваясь лишь своей болезни, мы забываем о поминании Всевышнего Аллаха. Мы пренебрегаем своим намазом, когда болеем, так как единственное, что нас волнует – это скорейшее выздоровление. Какими не были обстоятельства, намаз обязателен для каждого мусульманина. Тем не менее, кто имеет вескую причину в период болезней и не может стоять во время обязательного намаза, тому разрешено читать намаз в сидячем положении. Если он не может сидеть, ему разрешено совершать намаз лежа, повторяя движения руками.
В Коране сказано: «Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках. Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте намаз. Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (4:103).
Ислам – гибкая религия, она не пытается отяготить человека и лечь на него тяжким бременем. Она не категорична в своем проявлении и предоставляет облегчение. Поскольку послушание Аллаху в зависимости от физической возможности.
В хадисе сказано: «Молись стоя, а если не сможешь, то сидя, а если не сможешь, то на боку».
Также в другом хадисе сказано: «Совершай намаз на земле, если ты в состоянии сделать это. А в противном случае жестикулируй и нагибайся при совершении земного поклона ниже, чем ты это делаешь при совершении поясного поклона».
Как совершать намаз во время болезни?
• Если человек слишком слаб, чтобы стоять, он совершает намаз сидя и делает поясные и земные поклоны в этом состоянии. Делая поясной поклон, он должен наклоняться вперед так, чтобы его лоб оказался напротив колен.
• Если человек не в состоянии сидеть, он должен лечь на спину, опереться о подушку и наклонять туловище и растягивать ноги в направлении намаза, совершая поясные и земные поклоны.
• Если же человек не может совершать намаз в полусидячем положении, он должен совершить намаз лежа на правом или левом боку (лучше на правом), повернувшись в сторону киблы.
• Если он не может совершить намаз в этом положении, то должен совершить его лежа на спине, направив ступни ног и приподняв голову в сторону киблы. Делая поясной и земной поклон, он кивает головой. Кивок земного поклона больше чем поясного.
• Если человек не в состоянии совершить намаз во всех вышеописанных случаях, то он должен молиться, давая знаки глазами и мысленно представлять движения намаза в голове.
• Если он не в состоянии и сделать этого, то намаз совершается только сердцем, представляя его в голове.
• Если человек в состоянии стоять, но не может делать поклоны и суджуд, тогда ему лучше совершать намаз сидя и кивать во время поклонов.
• Если человек, совершивший намаз сидя во время болезни, стал чувствовать себя лучше во время намаза, остальную часть он должен выполнить стоя (естественно, там где это требуется).
• Если человек стал совершать дополнительный намаз и почувствовал слабость, ему разрешено опереться о стену или сесть.
• Тот, кто потерял сознание на период пяти намазов, должен их восполнить.
Человек никогда не знает, когда наступит его последний намаз, не пренебрегайте священным уединением со Всевышнем, совершайте каждый свой намаз как последний.
Да защитит нас Всевышний от болезней и дарует здоровье для поклонения Ему.
Сайда Хайат
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
Если вы страдаете мигренью или у вас просто неожиданно заболела голова, читайте на выбор любое дуа из переведённого нами собрания из восьми коротких специальных молитв от Ахль аль-Бейт Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его семейство, и, если будет на то воля Всевышнего, избавление от мук не заставит себя ждать. Да сделает Аллах здоровыми вас и ваших близких!
1
Мухаммад ибн Исмаил передал от Мухаммада ибн Халида от Якуба аль-Зайата от Муавии от Аммара аль-Духни, который сказал: «Я пожаловался Абу Абдулле (Имаму Садыку), да будет мир с ним, на это (головные боли) и он сказал: „Когда ты закончишь обязательную молитву, приложи указательный палец к глазам и скажи семь раз, проводя пальцем над правой бровью:
О Нежный [к своим рабам], исцели меня
Йа ханна́ну и́шфини
يَا حَنَّانُ اِشْفِنِىْ
Затем проведи им семь раз над левой бровью и скажи:
О Благодетельный, исцели меня
Йа манна́ну и́шфини
يَا مَنَّانُ اِشْفِنِىْ
Затем помести правую ладонь на голову и скажи:
О Тот, ради Кого успокоилось всё, что на небесах и на земле, благослови Мухаммада и его семейство и успокой то, что [приключилось] со мной
Йа ман са́кана ляху́ ма фиссамава́ти уа ма филь а́рды са́лли аля́ Муха́ммадин уа а́лихи уа са́ккын ма би
يَا مَنْ سَكَنَ لَهُ مَا فِىْ السَّمٰوَاتِ وَ مَا (هُوَ) فِىْ اْلاَرْضِ صَلِّ عَلٰی مُحَمَّدٍ وَ اٰلِهِ وَ سَكِّنْ مَا بِىْ
После этого соверши необязательную молитву“».
2
Один человек пожаловался Имаму Садыку, да будет мир с ним, на головные боли. Имам сказал: «Положи свою руку на место, которое болит, и прочитай аят «Аль-Курси» (2:255—257) и суру «Аль-Хамд» («Аль-Фатиха»), а затем скажи:
Аллах велик, Аллах велик
Алла́ху акба́ру Алла́ху акба́р
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ
Нет бога, кроме Аллаха, и велик Аллах
Ля иля́ха иллял-ла́ху уалла́ху а́кбар
لاَ اِلٰهَ إِلاَّ اللهُ وَ اللهُ اَكْبَرُ
Более свят [Он] и велик, чем я боюсь и опасаюсь
Аджа́ллю уа а́кбару ми́мма аха́фу уа а́хзар
اَجَلُّ وَ اَكْبَرُ مِمَّا اَخَافُ وَ اَحْذَرُ
Я прибегаю к Аллаху от пульсирующей вены
Ау́зу билля́хи мин а́ркын наа́р
اَعُوْذُ بِاللهِ مِنْ عَرْقٍ نَعَّارِ
И я прибегаю к Аллаху от жара огня
Уа ау́зу билля́хи мин ха́ррын нар
وَ اَعُوْذُ بِاللهِ مِنْ حَرِّ النَّارِ
3
Упомянуто в книге «Аль-Мисбах» Кафами от Имама Бакира, да будет мир с ним, который сказал: «Положи руку на место, которое болит, и скажи семь раз…».
Я прибегаю у Аллаху, Единственному, Кому принадлежит всё, что обитает на земле и на море
Ау́зу билля́хиль-лязи́ са́кана ляху́ ма филь ба́рри уа́ль бахр
اَعُوْذُ بِاللهِ الَّذِىْ سَكَنَ لَهُ مَا فِىْ الْبَرِّ وَ الْبَحْرِ
На небесах и на земле
Уа ма фиссамава́ти уа ма филь ард
وَ مَا فِىْ السَّمٰوَاتِ وَ مَا فِىْ اْلاَرْضِ
И Он — Слышащий, Знающий
Уа хува́с сами́уль али́м
وَ هُوَ السَّمِيْعُ الْعَلِيْمُ
Также читайте эти слова при боли в ушах.
4
В той же книге «Аль-Мисбах» Кафами также передано от Имама Бакира, да будет мир с ним, что для избавления от мигрени нужно положить руку на то место головы, которое болит, и сказать три раза:
О Существующий и Проявленный
Йа за́хиран мауджу́да
يَا ظَاهِرًا مَوْجُوْدًا
О Скрытый, Который не исчезает
Уа йа ба́тынан гха́йра мафку́д
وَ يَا بَاطِنًا غَيْرَ مَفْقُوْدٍ
Даруй Твоему слабому слуге Твои прекрасные награды
А́рдыд аля́ а́бдикя ад-даи́фе айади́кяль джами́ляте и́ндах
اَرْدِدْ عَلٰی عَبْدِكَ الضَّعِيْفِ اَيَادِيْكَ الْجَمِيْلَةِ عِندَهُ
И удали от него то, из-за чего он страдает
Уа́зхаб анху́ ма бихи́ мин аза́
و اذْهِبْ عَنْهُ مَا بِهِ مِنْ اَذَی
Воистину, Он — Милостивый, Могущественный
И́ннаху рахи́мун кади́р
إنَّهُ رَحِيْمٌ قَدِيْرٌ
5
Другое кораническое дуа от мигрени из 8‑го аята суры «Аль-Имран» («Семейство Имрана»):
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного
Бисмилля́хи-ррахма́ни-ррахи́м
بِسْمِ ٱللّٰهِ ٱلرَّحْمٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Господи, не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь
Ра́ббана ля тузи́гх кулю́бана ба́да из хаде́йтана
رَبَّنَا لاَ تُزِغْ قُلُوْبَنَا بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا
И даруй нам милость от Тебя
Уа уаха́бляна милляду́нкя ра́хма
وَ هَبْ لَنَا مِنْ لَّدُنْكَ رَحْمَةً
Воистину, Ты самый щедрый даритель
И́ннакя а́нталь уахха́б
إِنَّكَ أَنْتَ الْوَهَّابُ
Если боль не прошла, сварите куриные яйца, мелко их покрошите, а затем прочитайте над ними 112‑ю суру «Аль-Ихляс» («Искренность») и дайте их съесть больному.
6
От Имама Хасана Аскари, да будет мир с ним, передано, что для избавления от головной боли прочитайте над кувшином с водой 30‑й аят 21‑й суры «Аль-Анбийа» («Пророки»):
Разве не видели те, которые не веровали, что небеса и земля были соединены
Аваля́м йара́ль-лязи́на ка́фару а́ннас самава́ти уа́ль а́рда ка́ната рат’ка́
أَوَلَمْ يَرَ الَّذِيْنَ كَفَرُوْا أَنَّ السَّمَاوَاتِ وَ اْلأَرْضَ كَانَتَا رَتْقًا
А Мы их разделили
Фафатакна́хума
فَفَتَقْنَاهُمَا
И сделали из воды всякую вещь живую
Уа джаа́льна мина́ль ма́‘и ку́лля ша́йин хай
وَ جَعَلْنَا مِنَ الْمَآءِ كُلَّ شَيْءٍ حَيٍّ
Неужели они не уверуют
А́фаля йу’мину́н
أَفَلاَ يُؤْمِنُوْنَ
И выпейте эту воду.
7
Умар ибн Ханзала передал: «Я пожаловался Абу Джафару (Имаму Бакиру), да будет мир с ним, на головные боли, приносящие мне страдания. Он сказал: „Когда они есть у тебя, положи свою руку на ту часть (тела), которая болит, и скажи…“».
«Если бы были вместе с Ним боги, как они говорят
Ля́у ка́на ма́аху а́лихатун кама́ йакулю́на
لَوْ كَانَ مَعَهُ آلِهَةٌ كَمَا يَقُوْلُوْنَ
Тогда бы они пожелали пути к Обладателю Трона» (17:42)
Иза́ль ля́бтагхау иля́ зиль а́рши саби́ля
إِذًا لاَّبْتَغَوْا إِلٰى ذِي الْعَرْشِ سَبِيْلاً
«И когда им скажут
Уа иза́ ки́ля ляху́м
وَ إِذَا قِيْلَ لَهُمْ
„Идите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику“
Таа́ляу иля́ ма анзалялла́ху уа иля́р расу́ли
تَعَالَوْا إِلٰى مَا أَنْزَلَ اللهُ وَ إِلَى الرَّسُولِ
Ты видишь, как лицемеры отворачиваются от тебя стремительно» (4:61)
Раа́йталь мунафики́на йасудду́на а́нкя суду́да
رَأَيْتَ الْمُنَافِقِيْنَ يَصُدُّوْنَ عَنْكَ صُدُوْدًا
8
Один человек из Мерва пожаловался Абу Абдулле (Имаму Садыку), да будет мир с ним, на головную боль. Имам сказал ему: «Подойди ко мне». Затем он коснулся его головы и произнёс 41‑й аят 35‑й суры «Фатыр» («Творец»):
Поистине, Аллах держит небеса и землю, чтобы они не исчезли
Иннала́ха йу́мсикус самава́ти уа́ль а́рда антазу́ля
إِنَّ اللهَ يُمْسِكُ السَّمَاوَاتِ وَ اْلأَرْضَ أَنْ تَزُوْلاَ
Если бы они исчезли, то никто бы их не удержал после Него
Уа ля инза́лята ин амса́кхума мин а́хадын мим ба́дихи
وَ لَئِنْ زَالَتَا إِنْ أَمْسَكَهُمَا مِنْ أَحَدٍ مِّنْ بَعْدِهِ
Он ведь — Кроток, Прощающ
И́ннаху ка́на хали́ман гхафу́ра
إِنَّهُ كَانَ حَلِيْمًا غَفُوْرًا
Источник