Болит голова от избытка информации

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 апреля 2020; проверки требуют 2 правки.

Синдром информационной усталости (англ. Information fatigue syndrome) — понятие, отражающее специфическое психологическое состояние человека, которое ведёт к неверным оценкам реальности, ложным умозаключениям и к принятию неудовлетворительных, ошибочных решений. Термин ввёл в оборот американский нейрофизиолог Дэвид Льюис в 1996 году[1].

Сущность понятия[править | править код]

В XXI веке бешеная скорость развития технологий и большие объёмы информации препятствуют концентрации внимания. Для описания этой культурной проблемы всё чаще применяют термин «синдром информационной усталости». Информационная усталость является причиной резкой смены настроения человека, вызывает необоснованные решения и поступки. Мозг перенасыщен информацией, он перегружен и находится в состоянии тревоги, что приводит к неспособности адекватно воспринимать и перерабатывать необходимый объем поступающей информации. Часто слишком большой объём информации приводит к «аналитическому параличу». Дэвид Льюис характеризовал данное явление как поступательный процесс, которому присущи следующие черты: 1) постоянная тяга к новой информации и к её потенциальным источникам; 2) хроническая бессонница и тревога за новый день (человек начинает размышлять, всё ли он сделал верно в течение дня, постоянное анализирование); 3) снижение способности принимать обдуманные решения (нет времени на то, чтобы обдумать поступившую информацию).

История[править | править код]

Проблема информационной перенасыщенности не нова: ещё мудрецы античности указывали на её отрицательные рассеивающие внимание эффекты. Например, римский философ Сенека в «Нравственных письмах к Луцилию» так отзывался об этой проблеме:

«Во множестве книги лишь рассеивают нас. Поэтому, если не можешь прочесть все, что имеешь, имей столько, сколько прочтешь, — и довольно. „Но, — скажешь ты, — иногда мне хочется развернуть эту книгу, иногда — другую“. — Отведывать от множества блюд — признак пресыщенности, чрезмерное же разнообразие яств не питает, но портит желудок. Потому читай всегда признанных писателей, а если вздумается порой отвлечься на другое, возвращайся к оставленному»[2]

Изречения такого рода звучат в унисон со словами ранних раввинов, которые ссылались на книгу Екклесиаста: «составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела».[3]
Шло время, с развитием технологий появился печатный станок. Реакция же на это изобретение имела весьма противоречивый характер. Так, философ-гуманист Эразм Роттердамский риторически вопрошал: «Осталось ли еще место на земле, где бы не было туч новых книг?»[4], предостерегая людей о последствиях неограниченного чтения. В связи с появлением огромного количества новых книг, появилась проблема выбора и осмысления. В 1600 году известный английский писатель Барнаби Рич напишет следующее: «одна из величайших зараз нашего времени — обилие книг, настолько переполнивших мир, что тот не способен осознать и прочесть все эти горы пустой породы, каждый день лишь увеличивающиеся»[5].

С течением времени проблема избытка информации становилась острее, однако серьезным изучением его влияния на мозг человека начали заниматься лишь в XX веке. Первым, кто обратил внимание на проблему информационного перенасыщения общества и изучил ее с научной точки зрения был Бертрам Гросс, который ввел в публичный оборот термин «информационная перегрузка» в своей книге «Управление организацией» в 1964 году. Популяризировал же этот термин в своей работе «Шок будущего» Элвин Тоффлер, американский философ, социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества. Он утверждает следующее: «Когда человек погружается в быстро и нерегулярно меняющуюся ситуацию или новый насыщенный контекст, его предсказательная точность падает. Он больше не может сделать достоверную оценку, от которой зависит рациональное поведение»[6]. Эту концепцию в своей работе «Information anxiety» расширил создатель концепции информационной архитектуры и конференции TED Ричард Вурмэн. Исследования в данной области усилились в эпоху расцвета интернет-технологий, когда проблема информационной перенасыщенности стала наиболее актуальной.

Основные симптомы[править | править код]

Синдром информационной усталости приводит к следующим психологическим и физиологическим проблемам:

  • Ослабление концентрации
  • Стресс (и связанные с ним проблемы)
  • Усталость
  • Агрессивность к окружающим[7]

Влияние на различные сферы жизни[править | править код]

В социальной сфере[править | править код]

Огромное количество информации породило появление информационного вандализма, возросло количество преступлений против личности, общества и государства: участились акты противоправных действий с использованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) против объектов информационной инфраструктуры, в сфере «цифровой» экономики; Получили распространение понятия информационного терроризма и Информационных войн.

В образовании[править | править код]

Данная проблема воздействует и на образование: трудно получить качественные и достоверные сведения среди множества разнородных и противоречивых источников в процессе обучения. Появляется возможность представить технически доступную информацию в качестве полученного знания, что снижает мотивацию к самостоятельному обучению и генерацию нового знания.

Читайте также:  Быстро устаю болит голова

В личностной сфере[править | править код]

Появляется зависимость от телевидения, компьютерных игр и Интернета, все чаще человек показывает полную неспособность осознанно выбирать информацию; «лёгкая социальность» — особая форма отношений в Интернете, которая ни к чему не обязывает и носит «маскарадный» характер;

В культуре[править | править код]

Сетевой принцип распространения культуры привел к ее фрагментарности, виртуальности как созданной второй реальности; Кроме того происходит снижение интереса к сути вещей при гипертрофии значения образа, человек удаляется от реальности; Происходит доминирование визуального над смысловым, культура становится технократичной и проявляется через технические средства, и опираясь на ИКТ создает иллюзию того, что приобщение к массовой культуре делает человека частью культуры; Массовая культура становится доминирующим типом культуры;

В экономике[править | править код]

Спам, огромное количество ненужной информации, наносит обществу серьезный финансовый ущерб. Для крупной корпорации это сотни гигабайт мусора в год. Получения сообщений такого рода — это затрата времени на очистку электронной почты, лишняя загрузка оборудования. Получая в день десятки нежелательных писем и знакомясь с ними, служащий теряет драгоценные часы для ответа на действительно важные сообщения. Так, например, Китай оценивает свои ежегодные потери от спама в 756 млн долл, а убытки мирового сообщества составляют согласно исследованиям всемирной исследовательской компании Terris Research 50 млрд долл[1].

Критика[править | править код]

Многие современные деятели в области литературы и психологии подтверждают существование синдрома информационной усталости. В своей книге Lost Art of Reading Дэвид Улин пишет: «Я страдаю от постоянного опьянения информацией, мне постоянно кажется, будто совсем рядом есть еще что-то, что заслуживает моего внимания. А на самом деле это просто несвязанные друг с другом шуточки, остроумные замечания, какие-то информационные фрагменты — и все это только обостряет беспокойный характер нашего века»[8]. Многие соглашаются с такой позицией: автор книги The Shallows Николас Карр пишет, что «внимание его рассеивается уже через две-три страницы». Похожую точку зрения высказывет писатель Тим Паркс: «мы живем, постоянно на что-то отвлекаясь и растрачивая впустую ту особенную энергию, которая так нужна для чтения серьезного литературного произведения»[9].
Британский писатель Нико МакДональд, изучающий интернет-культуру, считает информационное перенасыщение следствием явления Paradigm Underload: то есть перед обществом сегодня стоит не вопрос количества информации, а вопрос разработки парадигм, которые позволят «фильтровать, приоритизировать, структурировать и понимать информацию»[9].

В литературе[править | править код]

В рассказе Станислава Лема «Путешествие шестое, или Как Трурль и Клапауций Демона Второго Рода создали, дабы разбойника Мордона одолеть» из цикла «Кибериада» главные герои соблазняют поймавшего их любознательного разбойника прибором, с помощью которого можно узнать всю информацию в мире. Новый хозяин прибора остаётся наедине с самим собой, навсегда поглощённый чтением лавины текста.

См. также[править | править код]

  • Информационное общество
  • Информационная перегрузка
  • Информационная эра
  • Футурошок

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Еляков А.Д. Дефицит информации в современном обществе // Социс. 2010.
  • Frank Furedi, Information Overload or a Search for Meaning?The American Interest December 17, 2015.
  • Dr Paul Marsden, Fast Facts: Information Overload 2013Digital Intelligence Today November 13, 2013.
  • Фирисов В.Р. О вреде чтения: точки зрения // Библиотековедение. – 2008. – № 6. – С. 67–72.
  • Тоффлер Э. Шок будущего // Издательство АСТ, Москва, 2002.
  • Гендина Н.И. Интернет и библиотеки: апокалипсис или ренессанс? // Университетская книга, март 2015.
  • Артюшенкова Е.В. Философское осмысление феномена чтения // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа № 4 / 2010.
  • Chris Lentz, TMI: surviving the age of information without melting downHEADSPACE

Источник

Tatsi­ana13­90
[220]

4 года назад

Конечно может. Особенно это важно для школьников и людей, которые работают в офисах. Когда я еще училась в школе в 11 классе, то в последние 2 четверти ходила к трем репетиторам и вовсю готовилась к поступлению. Расписана была каждая минута. Я все время сидела за книжками. В итоге у меня в один день резко закружилась голова и я упала в обморок. Пролежала в неврологии 2 недели. Врачи сказали, что это нервное расстройство. Прописали больше отдыхать и не так мучать себя учебой. После больницы я сбавила обороты. Сейчас уже когда я отучилась и работаю инспектором по кадрам голова пухнет от переизбытка информации. Целый день просидев с приказами, вечером закрываю глаза, а в них стоят эти бумажки, и хотя очень устала, а заснуть не получается. После очередной тяжелой недели иногда срываешься на домашних. В таких случаях стараюсь заниматься чем-нибудь другим и дома и на работе, делать перерывы и правильно организовывать свое рабочее время.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Артур 32768
[18.9K]

4 года назад

Любой избыток как и недостаток может стать разрушающим для организма и функционирования мозга, поэтому надо уметь перераспределять информацию на ту ,что необходима в данный момент времени и на ту ,что понадобится но чуть погодя ,а остальную информацию либо забывать ,либо занести в ежедневник и справляться с намеченными на неделе делами и заботами , всё как и в компьютере но только более сложно и взаимосвязанно

Безусловно.При наличии большого объема информации внимание рассеивается,человек не может сосредоточиться на каких-то важных объектах,короче говоря в его голове полнейшая каша получается))Поэтому новая информация конечно,важна,но ее переизбыток ни к чему хорошему не приведет,а уж к пополнению знаний тем более))Удачи))

Lioni­ka
[190]

4 года назад

Конечно может. Слишком много информации делает путаницу в голове. Человек начинает теряться и велика возможность упустить что-то важное. Мысли теряются и в результате не можешь расставить приоритеты в своих последующих действиях.

Знаете ответ?

Источник

Анонимный вопрос

Читайте также:  Как болит голова при сглазе

12 августа 2019  · 4,2 K

доктор биологических наук, профессор МГУ им. Ломоносова

Физиологи говорят не «устать», а «утомиться» или «перегрузиться». Действительно, обработка информации — это не просто складирование информации на какую-то полочку. Её нужно привести в соответствие с другой информацией, как-то придать ей смысл, значение. Всё это требует времени. Не каждый может за определенный цикл до следующего освоения успеть всё воспринять. Поэтому мозг перегружается при избытке информации.

Не мог бы – не уставал бы. Странный вопрос.

Другое дело… информация информации – рознь. Любуясь пейзажами, мы обрабатываем море информации. Но она “проходит”, как маловажная. Как не нуждающаяся ни в обработке “в реальном времени” (пока не видно признаков непосредственной угрозы), ни в долговременном хранении (по большей части). Как и какая… Читать далее

Согласна с вами, мозг прям в считаные минуты расслабляетя, когда сажусь за сериал.

Какой объем памяти способен вместить мозг человека?

На разных сайтах дают цифры колеблющиеся на 1 или 2 порядка. Решил поточнее посчитать.

Предполагается, что память хранится в синапсах. 1 бит на синапс. Если она там действительно может храниться.

В мозге примерно 100 млрд нейронов 10^11. На каждый нейрон приходится от 1000 до 10000 синапсов. Во всем мозге получается от 10^14 до 10^15 синапсов. Размер синапса примерно 1 мкм и если считать его кубиком, 10^15 синапсов будут занимать объем 1 литр и этот вариант не проходит по размеру, потому что серое вещество занимает 0.75 литра в мозге.

10^14 синапсов будут занимать объем 100 куб см и этот вариант проходит по объему.

Тогда получается 10^14 бит или примерно 10 Тбайт.

Средненькое видео имеет поток примерно 500 килобит в секунду. В 1 году 31 млн секунд.

10^14 бит составит примерно 6.5 лет видеопамяти.

На 100 лет видеозаписей не хватает. 

Как там Черниговская “образно” представляет 300 лет, я не знаю.

Прочитать ещё 6 ответов

Что делать, если иногда я плохо соображаю, и как повысить эффективность работы мозга?

Обычно чётко мыслите: после хорошего отдыха, приятного общения, прочтения интересной литературы, правильного питания, прогулки на природе(мозг насыщается кислородом), лёгкого стресса(кортизол в малых дозах), спортивных нагрузок и экстрима(эндорфины), допинги типа кофеин или никотин, ноотропные вещества.

Недосыпание, неумение расслабляться, плохое питание, малоподвижный образ жизни, постоянный стресс, негативная среда – забирает у вашего мозга силы на ясное мышление.

Прочитать ещё 15 ответов

Что разрушает наш мозг, и от чего из этого действительно надо отказаться?

Наверняка читатель ожидает здесь увидеть список из наркотиков, алкоголя и табака в их числе, соли и сахара, жира и жареной пищи, транс-жиров и всего тому подобного. Читатель и без меня знает о вреде этих вещей и по большей части он прав.

На ресурсе наверняка найдутся люди, разбирающиеся в вопросе лучше меня, и я очень надеюсь, что они смогут либо дополнить и исправить мой ответ, либо написать лучший. А пока что…

Читайте также:  Когда кушаешь болит голова

Вообще-то для человека, для тела человека, для мозга человека, для разума человека — вредно всё. Жизнь, как говорит нам статистика, приводит к болезням и смерти. Вредно даже дышать: кислород — окислитель, и вас он окисляет в равной мере, как и ваш мозг, постепенно разрушая вас изнутри. Не дышите. Не живите. Накройтесь колпаком.

Если вам не нравится этот вариант, будем разбираться, и будем переходить от самого вредного, от чего точно следует воздержаться, к менее вредному или тому, что человек контролировать не может:

  1. Самый большой вред из перечисленного выше оказывает чрезмерный приём наркотиков. Для тех, кто ещё не понял, уточню: алкоголь и табак тоже наркотики. Да, это так. Если вы чем-то подобным балуетесь, прежде всего нужно отказаться от этого.

  2. Переедание тоже вредно. Для мозга тоже. (Чрезмерное употребление чего угодно вредно. Перепив воды тоже можно умереть). Если вы переедаете, умерьте пыл. Переедание — это, во-первых, избыток холестерина, во-вторых, избыток сахара.

Холестерин организму, конечно, нужен (он играет важную роль wikipedia.org в плазматической мембране клеток), но в высоких количествах закупоривает сосуды, в том числе головного мозга. Сахар организму тоже нужен, но в чрезмерных количествах действует почти как наркотики.

Здесь — про наркотики и сахар: youtube.com

Впрочем, например, отказ от завтрака (а вообще-то завтракать нужно) приводит к чрезмерному снижению глюкозы в крови, и активность работы мозга понижается. Это тоже имеет свои вредные последствия. Известная формула: есть нужно часто, но понемногу.

  1. Недосыпание тоже вредит всему организму, в особенности мозгу. Если вы можете поспать ночью хотя бы 6-8 часов, воспользуйтесь этой возможностью. Об этом я уже писал здесь: thequestion.ru и здесь: thequestion.ru

  2. Транс-жиры тоже вредны. Лучше от них отказаться, поскольку они, по всей видимости, увеличивают соотношение «плохого» и «хорошего» холестерина — больше закупоривающего сосуды холестерина, меньше холестерина мембран клеток. Где есть транс-жиры? В, например, молоке и некотором мясе (но это не смертельно и отказываться от них, в целом, не надо, если вы не повёрнуты на сохранении здоровья, хотя подобный подход приведёт вас к следующему пункту списка). В этом смысле молоко, кстати, даже вреднее того же пальмового масла, о котором говорят уже все кому не лень, забывая про вещи повреднее: letidor.ru

  3. Стресс тоже вреден. Впрочем, я сомневаюсь, что кто-нибудь может самостоятельно ограничить себя как от огорчений, так и от радостей, равноценно вызывающих стресс в больших количествах. Если вы неуравновешенны, с этим тоже следует бороться.

  4. Вредит и загрязнённый воздух, но бороться с этим современный человек может либо активной деятельностью в составе гринписа и подобных организаций, либо путём переезда в деревню, к бабке, в глушь… Или можете носить респираторы 24 часа в сутки.

Возможно, я перечислил далеко не всё, но отказа от первого пункта списка и регуляции по второму и третьему будет вполне достаточно, чтобы прожить здорóво и здóрово и не беспокоиться за содержание своей черепной коробки.

Прочитать ещё 29 ответов

Действительно ли плохой почерк свидетельствует о том, что мозг работает быстрее, чем руки?

Вообще у любого человека, даже с самым разборчивым почерком, мозг работает быстрее, чем руки. Да, бывает такое, что пока человек дописывает одно предложение, в голове возникает ещё пять, тогда в спешке почерк становится неразборчивым. Но это не единственная причина плохого почерка, он также зависит от таких факторов, как моторика рук,от навыков письма, психоэмоционального состояния, внешних условий, в которых проходил процесс письма.

Прочитать ещё 6 ответов

Почему мой мозг ухудшается вместо развития? Я развиваю мозг, но становится хуже.

Тут всё – очень конкретно, знаете ли.

Если, скажем, учить языки, то для памяти – сплошная польза.  А чтение книг на полупонятном языке – не только память упражняет.

А есть и более напряжные… упражнения.  Лет двадцать назад, я весьма успешно использовал прогу для тренировки скорочтения.  Показывала с большой скоростью отдельные слова.  Для глаз – весьма нездорово оказалось.  И есть подозрения, что так и до инсульта доиграться можно.  Т.е., некоторые упражнения требуют здоровья и осторожности.  А некоторые – просто “сушат мозги”.  Тренируют редко применяемые навыки в ущерб гибкости мышления.

Прочитать ещё 2 ответа

Источник