Болит спина у пианиста

Болит спина у пианиста thumbnail

Svetlana Malyuga

у меня возникла проблема…. при довольно недлительных занятиях начинает болеть спина (иногде полчаса, иногда час)… это может быть как и поясница, так и в районе правой лопатки.

преподаватель говорит, что у меня зажимается спина… думаю она права.
но каких-то рекомендаций кроме как “расслабте” она не дает…. на занятиях она иногда ложит мне руку на спину, чтоб я не забывала о спине…. грубо говоря поддерживает поясницу.

может кто-нибудь сталкивался с подобной проблемой, и может посоветовать как с таким бороться?….
раньше такого не было…. но раньше это давно, лет 10 назад… потом я долгое время не играла… а сейчас вот начала играть чаще и страдаю, что каждые полчала надо просто встать и пройтись, руками потрясти…

к этому еще накладывается, что в поясничном отделе позвоночника есть небольшое защемление нерва…. при длительном сидении оно тоже дает боль… но эта боль не связана с игрой никак, она все уходит в ногу….
но вот когда к ней добавляется и мышечная… совсем грустно.

вот я и думаю, как расслабить спину… я ведь от этой спины и руку зажимаю … при чем наверное всю…

я извеняюсь, если такая тема где-то обсуждалась – можно меня туда перенаправить

Елена Погорелова

Да, надо мышцы спины подкачать. Хорошее упражнение еще: лежа на животе, руки за головой, поднимаете корпус вверх. Мне еще подумалось ,что можно корсет какой-нибудь одевать)))))

Елена Погорелова

насчет корсета-это надо с врачом советоваться.еще велосипед хорошо помогает

к массажисту! у меня тоже болит спина.
хороший курс массажа у специалиста – облегчение на полгода как минимум.

Svetlana Malyuga

спасибо за советы…
к массажисту дейтсвительно стоит походить… уже полгода об этом думаю… и плавание тоже рассматриваю… точнее я только пару месяцев как не плаваю, изза всяких разных мешающих причин (а играть в это время как раз стала больше)… надеюсь в ближайшее время востановить эту полезную привычку.

я просто побаиваюсь, может я делаю какие-то типичные неправильности в самой посадке… и проблема не только в самых слабых мышцах… но и в процессе игры. и тогда стоит обратить внимание на какие-то нюансы и упражнения направленные именно для расслабления во время игры…

я вроде как понимаю, чтоб во время игры вся энергия идет в пальцы… и зажатые мышцы этому только мешают.. но вот как расслабить определенные мышцы?

Я и 15 минут нормально отсидеть не могу из-за этого, но научилась просто выключаться и не обращать внимания….

Свет, это зависит от того, что ты играешь. У меня, например, когда играю Листа или Шопена, тоже болит спина, потому что когда надо выжать из рояля FF, она в этом задействована первая, ведь и руки, и ноги – оттуда растут))
а если ничего масштабного не требуется – можно попробовать “психотерапию”. Заключается она в следующем. Когда начинаешь играть, представь, что ты ОЧЕНЬ расслаблена (н.п. плаваешь, лежишь на теплом песочке, или на перинке, и проч.) т.е. руки играют а голова мечтает)) и оно как-то само собой проходит, ну по крайней мере так было у меня.
ещё вариант – если что-то не так со здоровьем мышц и костей, но это уже не к нам, а к хорошему врачу или массажисту.
в любом случае, надеюсь что это пройдет у тебя)) удачи!!

Svetlana Malyuga

Эмилия Голышева

оуууу…..у меня тоже все время спина болит….еще у меня неправильная осанка и куча всяких проблем….долго сидеть за фортепиано для меня огрооомная проблема….

У меня тоже спина болит за ф-но((

Это хандроз и запускать ни в коем случае нельзя! Вы ж потом загнетесь:( у меня он с первого курса начался,а щас я уже заканчиваю училище,так что знаю,что это такое:(

Своевременный Массаж помогает все-таки:) мышцы какую-никакую,а разгрузку получают…

DELETED

попробуй позаниматься на коленях)
мне помогло – и осанка лучше, и спина болеть перестала, и физически стал свободнее)

Svetlana Malyuga

🙂 ммм… интересный совет. попробую обязательно…

последнее время заметила, что данная проблема стала меньшить тревожить, что не может не радовать…

сПИНА ЭТ ДА…………………

Арина Котелова

да да…и это очень мешает.бывает так болит,что пошевелиться не могу!ложусь на пол и жду пока отпустит чуть-чуть…
ходила к массажисту,он мне вправлял диски,еще чего-то там…
но только хуже стало.
всё таки наверно лучше укреплять мышцы)

верховая езда, попробовать стоит! это и иппотерапия, и равномерная нагрузка на все группы мышц-принимают естественное положение. мне помогало.

Ага, особенно как полетаешь с лошади – для спины самое оно!))))

ну так ездить тоже надо учиться)))а не сразу в галоп)

Источник

Музыка возникла, по мнению известных мудрецов, одновременно с сотворением мира. Платон считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно влиять на формирование человека, вернее музыка имеет воздействие на этическую сторону души. Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, смехом. А в III веке до нашей эры, в Парфянском царстве, был выстроен музыкально-медицинский центр и там лечили музыкой от тоски и душевных переживаний. А в наше время уже доказано, что здоровье человека зависит от эмоций, от гармоничного душевного состояния. А музыка управляет всеми эмоциями, душевным состоянием. Музыка реконструирует душу, меняет настроение, успокаивает в момент перевозбуждения, утешает, стимулирует мозговую активность, объединяет единомышленников. А чтобы добиться в мире музыки профессионального статуса, музыканту-исполнителю нужно заниматься ежедневно по 8 – 10 часов. И мало кто знает, что такой труд начинается с раннего возраста, многочасовые репетиции, занятия, выступления. Стремление к достижению более высокой исполнительской технике приводит музыкантов к профессиональным заболеваниям.
Согласно статистике профессиональными заболеваниями подвержены более 90% музыкантов. От подобных заболеваний страдали много известных музыкантов: Р. Шуман, А Скрябин, А Тосканини, С. Рахманинов, С. Танеев, Д. Шостакович, Г. Нейгауз, Я. Флиер, А. Шмидт – Школвская. Этот список можно продолжать до бесконечности. Данная проблема актуальна и в наши дни.
Профессиональных заболеваний много: неврологические, костно-мышечные, заболевания сенсорно-моторного характера. Но я бы хотела обратить свое внимание на болезнь рук пианиста.
Играя на клавишном инструменте (рояль, орган, синтезатор) музыкант часто принимает неблагожелательные позы (сгорбленная спина, «скрюченность» тела). Частые повороты, повторяющиеся движения головы вверх- вниз (ноты – клавиатура) приводит к неврологическим и мышечным болям в спине и в шее. Самая распространенная причина заболевания, которые встречаются у пианистов, а также у людей, которые сидят за компьютером это длительные, однообразные, повторяющиеся движения кистями и пальцами рук, усугубляющаяся к тому же неправильным их положением. Это приводит к постоянному возникновению микротравм сосудисто-нервного пучка и окружающих тканей. Через некоторое время возникает воспаление, отек тканей, что приводит к еще большему сдавливанию нерва. После нескольких часов такой работы в одинаковом положении рук и тела, может привести к покалыванию, онемению, дрожь в пальцах, боль в запястье. Музыкант поднимает и округляет плечи, при этом голова как бы втягивается внутрь или наоборот вытягивается вперед, что приводит к сжатию и пережиму кровеносных сосудов в мышцах шеи и плеч. Тенденция держать низко запястье и сгибать пальцы, оставляя руку в неестественном положении, все это приводит к чрезмерной нагрузке на мышцы руки. Все это симптомы так называемого туннельного синдрома запястья. Медицинское название – «карпальный туннельный синдром».
У музыкантов профессиональные заболевания связаны с разбалансировкой двигательного аппарата – тяжелую работу в организме вынуждены выполнять слабые мышцы и связки, а крупные мышцы отдыхают, становясь вялыми и аморфными. Нарушается осанка, сближаются и смещаются позвонки, воспаляются связки, околосуставные ткани, сухожилия, синовиальные сумки суставов, сами суставы, возникают растяжения, травмы, мышечный гипертонус, а также невралгия, защемления нервов, развиваются неврозы. Также самые распространенные заболевания у музыкантов – пианистов это артриты и деформирующие пальцы и кисти артрозы. Постоянные движения и напряжения этих частей тела провоцирует развитие воспалительных заболеваний суставных или околосуставных тканей. Это артрит. Пальцы краснеют, немеют, плохо сгибаются, или сгибаются с болью, сильно отекают. Воспаление постепенно разрушает хрящевую ткань. Так развивается артроз. Опасное заболевание. Идет деформация суставов. Боль беспокоит человека только при движении, а в состоянии покоя стихает, покраснения и отеки спадают. Однако подвижность суставов и соединяемых ими костей, ухудшается. Суставы увеличиваются в размерах, появляется характерный хруст при совершении любых действий руками, нарушается мелкая моторика пальцев. Если вовремя не обратиться к специалистам, то все может закончится плачевно, инвалидностью, невозможность продолжить музыкальную карьеру как пианист-исполнитель.
Часто встречаются такие заболевания рук, которые связаны с перенапряжением: тендовагинит и ганглия. Тендовагинит возникает от большой и длительной нагрузки при игре октав и аккордов. Рука снабжена многочисленными мышцами, сухожилия которых на кисти расположены близко друг от друга. Каждое сухожилие находится в оболочке из эластичной и плотной соединительной ткани. Внутренние поверхности оболочек постоянно орошаются так называемой синвиальной жидкостью. При длительной однообразной работе этих оболочках иногда создаются условия для воспалительных изменений, которые нарушают нормальную подвижность сухожилий, и приводят к болезненным припухлостям и отекам. Ганглии образуются на тыльной стороне, в местах сочленения мелких костей запястья. Жидкость, смазывающая суставные поверхности костей, при чрезмерной работе кисти, усиленно выделяется и скапливается под связками, образуя плотные и часто болезненные шишки. Также наблюдается нарушение со стороны нервно-мышечного аппарата, вызывающие болезненные ощущения мышцах рук при длительной игре технически сложных произведений.
Боли в мышцах у пианиста могут появиться после длительного перерыва, при усердных занятиях, и без специальной подготовки. При отдыхе такие болевые ощущения исчезают, но как только появляется продолжительное напряжение мышц, особенно если оно сопровождается неправильными приемами, может нарушиться пианистическое движение. В таком случае можно говорить о профессиональном заболевании, которое требует обязательного специального лечения. Проявляется оно либо в болезненном спастическом напряжении мышц руки, либо наоборот в ее слабости, парозе. Патологические изменения возникают именно тогда, когда играют на фортепиано, другие, не связанные с пианистическими движениями, совершаются свободно. При этом заболевании нет поражения мышц, суставов и нервов. Нарушение движения в руке пианиста является следствием нарушения закономерностей возбудительного и тормозного процесса в центральной нервной системе, при движениях. Тут страдает вся функциональная система, которая отвечает за пианистические движения. Такое болезненное состояние проявляется в двух формах: спастической и паретической. Для первой формы характерно болезненное перенапряжение руки пианиста, которое появляется при игре на фортепиано. Пианист теряет свободу, точность и слитность движений. В дальнейшем усиливающееся перенапряжение в мышцах руки переходит в тоническую судорогу (зажим). При паретической форме во время исполнения в руке пианиста появляется слабость. Которая постепенно возрастает и может появится дрожание пальцев. В результате теряется сила и точность движений. Эта форма возникает в результате переутомления, при длительной игре, без перерыва на отдых, с однообразными приемами техники. Мышечная слабость в руке при паретической форме физиологически объясняется тем, что при чрезмерном и длительном раздражении определенных очагов нервной системы, возбуждение превращается в своеобразное стойкое торможение (парабиоз по Введенскому). Поэтому эта форма представляет собой более глубокое нарушение движений. В обоих случаях пианист вынужден прекратить игру, или происходит не контролируемый срыв во время игры.
Эти ошибки могут быть источником профессионального заболевания лишь в том случае, если они часто повторяются и превращаются в приобретенный навык.
Вот несколько примеров этих ошибок:
1. Привычка во время игры держать поднятым плечевой пояс, который вызывает ограниченное движение лопатки и плечевого сустава.
2. Прижатый к туловищу или чрезмерно отведенный локоть, который ограничивает функцию плечевого сустава.
3. Стремление извлечь сильный звук пальцами без достаточного участия верхних звеньев пианистического аппарата.
Все эти три случая ведут к дискоординации в нервных центрах и является предпосылкой к развитию координационного невроза. Причинами для возникновения этого развития у пианиста являются неправильные методы работы, переутомление и расстройство нервной системы.
Лечение должно быть направленно на восстановление нервной системы и функции больной руки. Здесь идет комплексное лечение – применяются лекарства, физиотерапия, водолечение. Очень важна физическая культура. Она поднимает общий тонус, налаживает координацию во всем организме и благоприятно влияет на все его функции. Основным условием для успешного лечения является полное прекращение пианистических движений, полный покой на весь срок лечения. Также следует ограничить движения, связанные с больными руками, это или поднятие тяжестей, или все те движения, которые связаны с напряжением. Больная рука у пианиста должна отдыхать. Очень полезны прогулки, бег, прыжки, туризм, плавание. Для восстановления функций рук полезен массаж, он стимулирует кровоток и уменьшает отеки. А также сокращает судороги мышц, известные как триггерные зоны. Н стадии восстановления массаж также полезен для общего расслабления и уменьшения напряжения.
Так же есть упражнения, которые желательно выполнять каждый день:
1. Соединить ладони, пальцы прямые отвести как можно дальше назад, на 5 секунд, дальше соединить пальцы в замке, сжимая их – на 5 секунд, повторить 5 раз.
2. Сложить ладонь к ладони. Поочередно разводить парные пальцы и соединять их. 5 движений каждой парой пальцев.
3. Соединить руки в замок и выпрямить пальцы, выгнуть пальцы вниз , выводя запястье наверх, проделать 10 раз.
4. Соединить подушечками большой и указательный палец, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец. Повторить в обратном порядке 5 раз для обеих рук.
5. Соединить руки ладонями перед грудью. Держа пальцы строго вверх , и не разжимая ладоней, медленно опускать кисти ниже уровня талии и вернуться в исходное положение. Повторить 10 раз.
6. Соединить руки ладонями перед грудью. С усилием надавить одной ладонью на другую на 5 секунд. Повторить 10 раз.
Весь лечебный процесс должен проходить под наблюдением врача лечебной физкультуры. А занятия лечебной гимнастикой – под руководством лечебного методиста.
В дальнейшем, когда пианист пройдет курс лечения и восстановит свои движения, можно приступить к занятиям на фортепиано.
Необходимо строго соблюдать режим труда.Начинать игратьпо 20 – 30 минут в день, в медленном темпе, избегая тех движений, которые вызвали заболевания. Нагрузку увеличивать нужно постепенно, осторожно. На данный период не надо брать сложные в техническом плане произведения, которые требуют однотипных движений и большей силы.
Пианисту надо научиться контролировать свои движения и во время исполнения уметь отдыхать, вовремя расслаблять мышцы, это могут быть паузы в произведениях, одноголосная мелодия, в перерыве между произведениями и т.д. В итоге кратковременные периоды отдыха компенсируют тот затрат энергии, сохраняя активность игрового аппарата и здоровье пианиста.
Используемая литература:
1. А. Шмидт – Шкловская «О воспитании пианистических навыков»
2. Е. Пронькова «Клиника, профилактика и лечение профессиональных заболеваний рук у музыктов»
3. М. Навратия, К. Кадлец, С.Даум «Медицина. Пафотология дыхания»
4. Л. Н. Грацианская, В. Е. Ковшило «Справочник о професснальной патологии»
5. А. Шнайдер «Функциональное состояние кардиореспираторной системы и физическая работоспособность музыкантов различных специальностей »
6. И. Северцова «Профессиональные заболевания пианистов и их лечение»
7. В. Гутерман «Возвращение к творческой жизни. Профессиональные заолевания рук».

Читайте также:  Болит спина когда хочешь в ту

Источник

все равно не падать не получится)) ну если конечно год шагом не ходить .

со спиной шутки плохи, если очень беспокоит – лучше обратиться к врачу. А в целях профилактики и для растяжки позвоночника – плавание, висение на турнике, что-нибудь типа пилатеса и спать на жёсткой поверхности.

DELETED

Спина и руки болят из-за неправильных приёмов игры. Попробуйте для начала положить руки вместе с локтем на стол и пробарабанить пальцами своё произведение, не поднимая пальцы. Не напрягайте руку, пусть расслабится. А потом идите за ф-но, и точно также не поднимая пальцы попробуйте сыграть там. Без звука, просто одними подушечками.
А ваще по-хорошему поиграть на полном звуке, не поднимая пальцы, на рояле нада.

Ну не знаю, понятно ли объяснила. У меня спина сща меньше болит, ибо не делаю лишних движений пальцами, опускаю плечи….oO

Болит спина?
Неправильная посадка!

Болят руки?
Неправильная посадка и аппарат…
Все!!

Попав к своему педагогу через полгода я забыл что такое боли или закрепощение в чем либо!!!

Все просто.

DELETED

Корсет не нужно ни в коем случае. спина рухнет к чертовой матери. у меня у самого спина болит, ходил на массаж но потом все равно начинала спина болеть. зарядочку надо по утрам делать)) но вообще очень полезная фигня обхватить колени и кататься на спине по полу. отличная вещь. больно но полезно

Арина Котелова

Подтверждаю!очень помогает)

Арина Котелова

Вообще,занимайтесь йогой)решит все ваши проблемы при правильных занятиях.

DELETED

йогой? а какой именно) там ж разновидностей семьсот))

Елена Погорелова

DELETED

это там где ножки-ручки в узелок?)

Елена Погорелова

ну примерно так,но пока научишься узелку пройдет немало времени)

Svetlana,
По своему опыту могу посоветовать коленный стул https://mebelnyj.ru/uploads/posts/2016-06/1467125596_3.. но он поможет просто держать спину ровной, что бы спина не болела во время игры её нужно качать. Игра на фортепиано требует сильной спины, а она у вас скорее всего просто не выдерживает нагрузок. Что бы узнать точно, конечно лучше идти к врачу, хотя ортопеды как ни странно настолько рознятся в своих методах что ходить к ним становится страшно. Я лично стараюсь качать спину именно в том положении в котором и играю

Александр, не думаю, что качать спину – это выход. Например, у меня за плечами почти десятилетний опыт “качалки”. Но, когда я, в возрасте 33 лет, вдруг вознамерился научиться играть на фортепиано, то столкнулся с возникновением дискомфорта в спине (в районе между лопаток и чуть ниже). Возникал он при игре достаточно длительной игре без перерыва (1,5 – 2 часа). Спустя некоторое время проблема исчезла. Я связываю это с тем, что, ввиду того, что раньше я ничем подобным не занимался, сама позиция за инструментом во время игры – сидя, с необходимостью длительного удержания рук на весу параллельно полу – была непривычна для мои спинных мышц, и им потребовалось некоторое время для адаптации. А вот если человек занимается с детства, то у него, по идее, все должно быть давно отлажено, и отчего возникает дискомфорт, сказать сложно. Может быть, изначально имели место быть какие-то дефекты постановки (посадки).

DELETED

Я как начала заниматься на эллипсоидном тренажёре, так и начались боли после игры на пианино. Спорт жизнь, ага.

Лилия, долго занимаетесь?

DELETED

Лилия, это обычное дело. Я когда после нескольких лет бездействия стал ходить в тренажерный зал, около двух месяцев болела поясница, что даже пришлось отказаться от приседаний. Но потом чудесным образом прошла, и теперь не беспокоит при любых нагрузках. Даже в покое стало лучше, чем было до зала.
Тут скорее вопросы к ослабевшему организму, так отвыкшему от нагрузок (срочно укреплять).

Читайте также:  Можно качать пресс если болит спина

DELETED

Владимир, но почему болит спина именно после игры за пианино? До спорта такого не было!

Лилия, потому что растревожили упражнениями то, что долгое время было пассивным. Это просто индикатор вашего настоящего состояния (не готовности к нагрузкам). Организм еще работает со старым обменом веществ, требуется как минимум 2 месяца, чтобы войти в ритм, быстро ничего не бывает.

Источник