Частота звука от которой болит голова
ИДЕАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ: ЗВУКОВАЯ ВОЛНА НИЗКОЙ ЧАСТОТЫ.
04.10.2013
Разные есть способы убийства неугодного человека. Есть зверские способы бандтитско-ментовские, а есть элитные, когда бандитский способ не подходит по соображениям политических скандалов. Для таких целей применяют психотронное оружие, которое вошло в жизнь людей давным-давно. Только держалось в секретах и тайнах. С приходом в нашу жизнь Интернета, психотронное оружие раскрыло свои тайны. Не все, конечно. Все приходит постепенно. Ныне это оружие применяется против «неугодных» политиков и других неудобных фигур.
В начале 20 века, в 1929 году правительство Великобритании под руководством ученого физика Роберта Вуда построило в театре под видом органной трубы низкочастотную пушку, издающую неслышимую «ноту». Оружие испытали во время репетиции. Люди соседних домов выскакивали в панике на улицы. Теперь звуки можно передавать по телефону. Вам звонят… Алло! А в ответ тишина. Бросайте телефон, вам включили инфразвук, низкочастотную волну. Маленькая телефонная трубка в кармане используется, как супер оружие.
Человеческое ухо различает от 16 до 20 000 герц. Ниже этого порога – инфразвук. Выше – ультразвук. Ухо не слышит ниже и выше. Но человек находится в диапазоне воздействия этих звуков. На частоте от 7 до 13 герц – природная волна страха. Излучаемая тайфунами, землетрясениями, извержениями вулканов. Звуки, побуждающие все живое покидать очаги стихийных бедствий.
Каждый орган человека работает на определенной волне и частоте. Если давать определенный импульс, направленный на эту волну, то происходит резонанс. Внутренние органы входят в резонанс. Обвал этого органа – спонтанный отек легких, острая сердечная недостаточность, острая почечная недостаточность. Такой маленький приборчик может действовать на расстояние 10-15 м. Выступает на сцене человек, а в зале человек с чемоданчиком. Публичная смерть. Да. Было слабое сердце. Были слабые почки. Есть на что свалить. Вещь эта страшная.
Самая опасная частота с 7 до 9 герц. Она совпадает с колебаниями мозга и нарушает мыслительный процесс. Человеку, на которого воздействуют такими звуковыми волнами, начинает казаться, что его голова разрывается на куски. Впадает в состояние паники, ужаса, отчаяния.Такое оружие убивает в течение тысячных доли секунды. Наступает разрушение работы мозга. Идет низко звуковой сигнал, который в резонансе с клетками мозга. И клетки разрушаются. Оружие действует невидимо и поистине смертоносно.
Обычно психотронное оружие такого типа настроено на 4 разных частоты. На мозг, на сердце, на печень , на селезенку. Основные органы, – при воздействии на которые может наступить мгновенная смерть. Это те органы, с чем связано обильное кровоизлияние.
Если ударить по этим органам. Человек 100% труп.
Это не звук, как таковой. Это инфразвук. Опасно воздействует на организм, человеческому уху не слышен. Частота инфразвука от 2 до 20 герц. Внутренние органы человека имеют колебания в этом же диапазоне. Когда частоты совпадают, то происходит резонанс. Это может повлечь за собой болезнь сердца, непереносимую головную боль и галлюцинации. Частота колебаний атомов клетки совпадает – орган рушится. Когда солдаты пройдут строевым шагом по мосту, мост рухнет.
В мире давно применяют акустические пушки. Американские военные экспериментируют во время захватнических войн на Ближнем Востоке. Под грифом секретно работают пушки в спектре низкочастотных звуковых волн. На организм может воздействовать негативно ультразвук. Вызывать определенные изменения в нервной системе человека, сердечно-сосудистой, эндокринной, вегетативной системы. Это убийство.
Звуковое оружие – удобное оружие. Невозможно проследить откуда и кем был нанесен удар.
Бермудский треугольник – не что иное, как полигон для испытания этого вида оружия. Все легенды о летучем голландце – миф, прикрытие испытаний. Команды бросались за борт от невыносимых для организма, несовместимых с жизнью, звуков. Никакой мистики, которую много лет наворачивают на уши простодушным читателям. Корабли носились по морю, управляемые только волнами. Мощные потоки инфразвука вызывают внезапное помешательство людей, вызывающие состояние паники, страха, неодолимого ужаса у человека, зверство, агрессию во время демонстраций, на футбольных стадионах. Не люди сходят с ума, – на них влияют акустическими пушками. Разработка оружия звукового воздействия продолжается.
Источник
Âûâîäû äëÿ ËË â êîíöå.
Ýòî âòîðàÿ ÷àñòü èññëåäîâàíèÿ ïî ïñèõîëîãèè íà âîéíå.  ïåðâîé ÷àñòè ìû ðàññìàòðèâàëè ïñèõîëîãèþ ñòðîÿ, áàçîâûå áëîêè, êîòîðûå íóæíî ïðåîäîëåòü. Òóò ïîñìîòðèì â ëèöî áèòâå.
Ñòðàõ íàñòóïëåíèÿ
Ïåðâîíà÷àëüíî ãîïëèòû áûëè îáû÷íûìè îïîë÷åíöàìè ôåðìåðàìè, çà èñêëþ÷åíèåì ñïàðòàíöåâ, êîòîðûå èìåëè ðåãóëÿðíóþ ïðîôåññèîíàëüíóþ àðìèþ. È ðàçáîðêè ìåæäó íèìè ïðåäñòàâëÿëè ñâîåãî ðîäà ïîåäèíîê ïî ïðàâèëàì. Ãðå÷åñêèå ìåæäîóñîáèöû íå áûëè òîòàëüíîé âîéíîé íà óíè÷òîæåíèå ãîïëèòû âñòðå÷àëèñü íà ìåñòå, ïðèãîäíîì äëÿ áîÿ, ñõîäèëèñü, ïîñëå íåïðîäîëæèòåëüíîãî áîÿ îäíà èç ñòîðîí îáðàùàëàñü â áåãñòâî. Ïîòåðè íà ïåðâûé âçãëÿä áûëè íåâåëèêè 5 % ó ïîáåäèòåëåé è 14 % ó ïîáåæäåííûõ. Íî åñòü íþàíñ, â áîþ ãîïëèòîâ ó÷àñòâîâàëà ïåðâàÿ øåðåíãà, âòîðàÿ ìîãëà ïîìî÷ü â òîé èëè èíîé ñòåïåíè, íî âñþ òÿæåñòü áîÿ äîëæíû áûëè ïðèíÿòü âîèíû, ñòîÿùèå ïåðâûìè. Êàê ïîäñ÷èòàë Ýäðèàí Ãîëäñóîðòè, ïî÷òè âñå ïîòåðè, êîòîðûå íåñëà ôàëàíãà ïîáåäèòåëåé, ïðèõîäèëèñü íà ïåðâóþ ëèíèþ è ýòè 5 % îò âñåé àðìèè, íà ñàìîì äåëå ñîñòàâëÿëè 40 % îò ïåðâîé øåðåíãè [3]. Ïðåäñòàâüòå ñåáå ñîñòîÿíèå ñîëäàò, ñòîÿùèõ ïåðâûìè äàæå åñëè ñåãîäíÿ îíè ïîáåäÿò, òî èõ øàíñû íà âûæèâàíèå ÷óòü áîëüøå ïîëîâèíû, à åñëè ïðîèãðàþò, òî ïî÷òè ãàðàíòèðîâàííî îòïðàâÿòñÿ ê Õàðîíó. Ïîýòîìó â ïåðâûõ øåðåíãàõ âñåãäà øëè ñàìûå ñìåëûå âîèíû, êàê êñòàòè, è â ïîñëåäíèõ òå è äðóãèå äîëæíû áûëè äâóìÿ ñêîáàìè óäåðæèâàòü âåñü ñòðîé. Äàâàéòå ïîñìîòðèì íåïîñðåäñòâåííî íà íàñòóïëåíèå. Ó íàñ åñòü îïèñàíèå ñðàæåíèÿ äâóõ ôàëàíã, ñîñòàâëåííîå àôèíñêèì ñîëäàòîì Ôóêèäèäîì [4]:
Àðãîñöû è ñîþçíèêè ñòðåìèòåëüíûì íàòèñêîì àòàêîâàëè ïðîòèâíèêà. Ëàêåäåìîíÿíå, íàïðîòèâ, äâèãàëèñü ìåäëåííî ïîä çâóêè âîèíñòâåííîé ìåëîäèè, èñïîëíÿåìîé ìíîæåñòâîì ôëåéòèñòîâ, ñòîÿâøèõ â èõ ðÿäàõ. Ýòî çàâåäåíî ó íèõ íå ïî ðåëèãèîçíîìó îáû÷àþ, à äëÿ òîãî, ÷òîáû â òàêò ìóçûêå ìàðøèðîâàòü â íîãó è ÷òîáû íå ëîìàëñÿ áîåâîé ñòðîé (êàê îáû÷íî ñëó÷àåòñÿ ïðè íàñòóïëåíèè áîëüøèõ àðìèé).
×òîáû ïîíÿòü, ÷òî ïðîèñõîäèëî ñ ãîïëèòîì â ìîìåíò íàñòóïëåíèÿ, íóæíî ïîíÿòü êàê ìåíÿëñÿ ýìîöèîíàëüíûé ôîí âîèíîâ ïðè àòàêå. Ñòðàõ, êîòîðûé èñïûòûâàåò âîèí âîçðàñòàåò ïî ìåðå ïðèáëèæåíèÿ ê íåïðèÿòåëþ, äîñòèãàÿ â îïðåäåëåííûé ìîìåíò ñâîåãî ïèêà. ×òî ïðîèñõîäèò â ýòîò ìîìåíò? Ôàëàíãà ïåðåõîäèò íà áåã è áðîñàåòñÿ íà íåïðèÿòåëÿ [2]. Çäåñü íåò òî÷íîé äèñòàíöèè ïî ôàêòó â áèòâàõ îíî âàðüèðîâàëîñü â äèàïàçîíå 100-200 ìåòðîâ, ïðè÷åì, ÷åì äîëüøå ôàëàíãèòû ñìîãóò âûäåðæèâàòü ýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå, òåì ìåíåå ðûõëûé ñòðîé äîáåæèò äî íåïðèÿòåëÿ. Êàê íè ñòðàííî, íî ãîïëèòû ñðàæàëèñü äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîáûñòðåå ïîêîí÷èòü ñ áèòâîé è ïîéòè ïî äîìàì [5].  îòëè÷èå îò ñîâðåìåííûõ âîéí, ãäå ñîëäàòû ÷óòü ëè íå ãîäàìè ñèäåëè â îêîïàõ, íàõîäÿñü â ïîñòîÿííîì ýìîöèîíàëüíîì íàïðÿæåíèè, ìèã ñðàæåíèÿ áûë êðàòêèì â âîåííîé æèçíè äðåâíèõ ñîëäàò è îòòÿãèâàòü åãî îíè íå õîòåëè. Ïðè÷åì, òå âîèíû, êîòîðûå ìîãëè äîëãîå âðåìÿ âûäåðæèâàòü ýòî ýìîöèîíàëüíîå äàâëåíèå, ñïîêîéíî èäÿ íà íåïðèÿòåëÿ, ïóãàëè êóäà ñèëüíåå áåãóùåé â àòàêó òîëïû.
Íî ÷òî æå ïðîèñõîäèëî ïîñëå òîãî, êàê ñòðîè ñòîëêíóëèñü?  êèíåìàòîãðàôå ìû âèäèì êàðòèíó âçàèìíîãî ïåðåìåøèâàíèÿ îäèí ñòðîé âõîäèò â äðóãîé, ïîñëå ÷åãî âñå ðóáÿò âñåõ. Êîíå÷íî æå, â äåéñòâèòåëüíîñòè òàêîé êàðòèíû íå áûëî îñíîâíàÿ çàäà÷à âîåíà÷àëüíèêà ýòî ñîõðàíèòü ñòðîé, â òî âðåìÿ êàê òàêîé ðàçâàë, ïðèâîäèë ê êîëëàïñó âñåãî âîéñêà.
Ïðèìåð ðàçðåæåííîãî è ïëîòíîãî ñòðîåâ, îáðàòèòå âíèìàíèå, ÷òî äàæå ïðè îùóòèìîé ïëîòíîñòè â ìåòð ïî ôðîíòó ñîëäàòó óæå ïðîòèâîñòîèò äâîå ïðîòèâíèêîâ
Òàê âîò ñîëäàòû àðìèé åùå íå ñòîëêíóëèñü, íî áîé óæå íà÷àëñÿ. Ïîëêîâíèê ôðàíöóçñêîé àðìèè XIX âåêà Àðäàí äþ Ïèê îäèí ïåðâûõ îïèñàë [6] ìåõàíèêó ñòîëêíîâåíèÿ àðìèé íå òîëüêî êàê ôèçè÷åñêèé êîíòàêò, íî êàê ïñèõîëîãè÷åñêèé ïîåäèíîê (îí íàçûâàë ýòî íðàâñòâåííîå âîçäåéñòâèå). Äðåâíèå âîèíû óäåëÿëè îãðîìíîå âíèìàíèå òîìó ïñèõîëîãè÷åñêîìó âîçäåéñòâèþ, êîòîðîå îêàçûâàåò íàñòóïàþùàÿ àðìèÿ îðóæèå ðåêîìåíäîâàëîñü ïîëèðîâàòü äî áëåñêà è ñòàðàòüñÿ îòðàçèòü èì ñîëíå÷íûå ëó÷è, äàáû ñîçäàòü ýôôåêò ãîðÿùèõ êëèíêîâ. Âûñîêèå ïëþìàæè íà øëåìàõ äåëàëè âîèíîâ âèçóàëüíî âûøå, íå ãîâîðÿ, óæå î òîì, ÷òî âñÿ ýòà îðäà îðàëà, ñòó÷àëà êîïüÿìè î ùèòû è âñÿ÷åñêè äåìîíñòðèðîâàëà íåïðèÿòåëþ, ÷òî ñ íèì ñäåëàåò [7]. Åñëè ó ïðîòèâíèêà ñäàâàëè íåðâû, òî íèêàêîãî áîÿ íå áûëî, îí ðàçâîðà÷èâàëñÿ è äàâàë äåðó, êàê íàïðèìåð, ñëó÷èëîñü ïðè Êóíàêñå [8]:
Ðàññòîÿíèå ìåæäó îáåèìè ôàëàíãàìè áûëî óæå ìåíüøå 3 èëè 4 ñòàäèé [500-700 ìåòðîâ], êîãäà ýëëèíû çàïåëè ïýàí è ïîøëè íà íåïðèÿòåëÿ. (18) Ïðè íàñòóïëåíèè ÷àñòü ôàëàíãè íåñêîëüêî âûäâèíóëàñü âïåðåä, è îòñòàâøèå ïåðåøëè íà áåã. È òóò âñå ïîäíÿëè êðèê â ÷åñòü áîãà Ýííèàëèÿ è ïîáåæàëè âïåðåä. Ðàññêàçûâàþò, áóäòî íåêîòîðûå ñîëäàòû òàêæå óäàðÿëè ùèòàìè î êîïüÿ, ïóãàÿ êîíåé. (19) Âàðâàðû äðîãíóëè ïðåæäå, íåæåëè; ñòðåëû è êîïüÿ ñòàëè äîëåòàòü äî íèõ, è ïîáåæàëè
Êàê ìîæíî âèäåòü çäåñü, ïåðñû ïîáåæàëè ïðîñòî îò îäíîãî âèäà íàñòóïàþùåé ôàëàíãè.
Íî ÷òî æå ïðîèñõîäèëî, åñëè ôèçè÷åñêèé êîíòàêò âñå æå ñëó÷àëñÿ? Äîïîäëèííî ìû íå çíàåì åñòü äâå âçàèìîèñêëþ÷àþùèå ãèïîòåçû ïåðâàÿ îïèñûâàåò áîé êàê ìàññîâîå ñîðåâíîâàíèå ïî ðåãáè, â êîòîðîì ñîëäàòû, ñòîÿùèå ñçàäè, óñèëåííî ïðîïèõèâàþò âîèíîâ â ïåðâîé øåðåíãå âïåðåä. Åñëè òåì óäàåòñÿ òàêèì ïðèåìîì ñáèòü âðàãà ñ íîã, òî äåëî â êàóçèè. Âòîðàÿ ãèïîòåçà íåñêîëüêî ñëîæíåé è îíà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñðàæåíèå êàê ïñèõîëîãè÷åñêîå ïðîòèâîñòîÿíèå, â êîòîðîì áîé âåäåò îäíà-äâå øåðåíãè, âîçìîæíî, íå ïî âñåé äëèíå ôðîíòà, ãäå-òî îòñòóïàÿ è ñíîâà ñõîäÿñü. Ìíå áëèæå âòîðàÿ êîíöåïöèÿ è åå ÿ áóäó èñïîëüçîâàòü êàê ôàêò âî âñåõ äàëüíåéøèõ îïèñàíèÿõ.
 ñóùíîñòè, äëÿ ãîïëèòîâ ñàìûì ãëàâíûì áûëî îòíþäü íå ôèçè÷åñêè óíè÷òîæèòü âðàãà, à îáðàòèòü åãî â áåãñòâî [9]:
Ðàçáèòîãî íåïðèÿòåëÿ ñïàðòàíöû ïðåñëåäîâàëè ëèøü íàñòîëüêî, íàñêîëüêî ýòî áûëî íåîáõîäèìî, ÷òîáû çàêðåïèòü çà ñîáîþ ïîáåäó, à çàòåì íåìåäëåííî âîçâðàùàëèñü, ïîëàãàÿ íåáëàãîðîäíûì è ïðîòèâíûì ãðå÷åñêîìó îáû÷àþ ãóáèòü è èñòðåáëÿòü ïðåêðàòèâøèõ áîðüáó. Ýòî áûëî íå òîëüêî ïðåêðàñíî è âåëèêîäóøíî, íî è âûãîäíî: âðàãè èõ, çíàÿ, ÷òî îíè óáèâàþò ñîïðîòèâëÿþùèõñÿ, íî ùàäÿò îòñòóïàþùèõ, íàõîäèëè áîëåå ïîëåçíûì äëÿ ñåáÿ áåæàòü, ÷åì îñòàâàòüñÿ íà ìåñòå.
Èíòåðåñíî, ÷òî êîãäà ãðåêè ñòîëêíóëèñü ñ ïåðñàìè â âîéíàõ 500449 ãîäàõ äî í. ý. ýòî áûëà íå òîëüêî âîéíà ñîâåðøåííî ðàçíûõ ìåòîäîâ áèòâû, íî åùå è ñòîëêíîâåíèå ìåíòàëèòåòîâ. Êàê ÿ óæå ãîâîðèë, äëÿ ãðåêîâ âñÿ ñóòü ñðàæåíèÿ ñâîäèëàñü ê ñõâàòêå ëèöîì ê ëèöó â áëèæíåì áîþ íà îòêðûòîì ïîëå, ñâîåãî ðîäà ïîåäèíîê ïî ïðàâèëàì â ìàñøòàáå àðìèè. Ïåðñû æå â öåëîì, õîòÿ è èñïîëüçîâàëè ðàçëè÷íûå ðîäà âîéñê, áûëè ñâåäóùè â ñòðàòåãèè è òàêòèêå, íî ïðèäåðæèâàëèñü áîëüøå äèñòàíöèîííîãî ñïîñîáà áîÿ. Ïåðñîâ óäèâëÿë áåñõèòðîñòíûé ïîäõîä ýëëèíîâ, êîòîðûå ïðîñòî øëè íà âðàãà áåç âñÿêèõ ñëîæíûõ îáìàííûõ ìàíåâðîâ. Óâû, ïåðâîå âïå÷àòëåíèå îêàçàëîñü îáìàí÷èâûì, âî-ïåðâûõ ïåðåõîä íà áåã íà ðàññòîÿíèè 100-200 ìåòðîâ îêàçàëñÿ ôàòàëüíûì äëÿ ïåðñèäêèõ ëó÷íèêîâ, êîòîðûå ñîáñòâåííî òîëüêî íà ýòîì ðàññòîÿíèè è ìîãëè ýôôåêòèâíî ïîðàæàòü âðàãîâ. Âòîðîé ïðîáëåìîé ñòàëà çàòî÷åííîñòü ïåðñèäñêèõ (óñëîâíî, êîíå÷íî, òàì áûë öåëûé êîíãëîìåðàò ïëåìåí) âîèíîâ íà äèñòàíöèîííûé áîé, Ãåðîäîò îòìå÷àåò, ÷òî â áëèæíèé áîé ñîëäàò ãíàëè êíóòàìè [10]. Êîíå÷íî, áóêâàëüíî ýòî íå ñòîèò âîñïðèíèìàòü, ñêîðåå çäåñü îòåö èñòîðèè îòìå÷àåò èìåííî ïñèõîëîãè÷åñêóþ ðàçíèöó ìåæäó ãðåêàìè è ïåðñàìè. Ñîëäàòû Êñåðêñà, õîòÿ è ìîãëè äåìîíñòðèðîâàòü ÷óäåñà ãåðîèçìà â áëèæíèì áîþ, íî â îñíîâíîé ìàññå ñâîåé ñòîëêíîâåíèå ñ ãðå÷åñêèì ñïîñîáîì ñðàæåíèÿ ëèöîì ê ëèöó ñòàëî äëÿ íèõ ïîäëèííûì øîêîì. Äåëî â òîì, ÷òî ïñèõîëîãè÷åñêè äèñòàíöèîííûé áîé çíà÷èòåëüíî ëåã÷å ïåðåíîñèòñÿ ñîëäàòàìè, íî â äðåâíîñòè áûëà ïðîáëåìà. ×åì áîëüøå ðàññòîÿíèå äî âðàãà, òåì íèæå ýôôåêòèâíîñòü îðóæèÿ (êîíå÷íî, â óìåëûõ ðóêàõ ëó÷íèêè äåìîíñòðèðîâàëè ÷óäåñà, íî åñòü íþàíñû), ãðåêè ñìîãëè ñîçäàòü ñèñòåìó, ïîçâîëÿþùóþ ïðåîäîëåòü ñòðàõ áëèæíåãî áîÿ è äàæå èñïîëüçóÿ áåñõèòðîñòíóþ òàêòèêó «òóïî èäòè íà âðàãà» îíè ñìîãëè ðàçãðîìèòü êîëè÷åñòâåííî ïðåâûøàþùèå èõ àðìèè ïåðñîâ.
Îðóæèå, äîñïåõè è èõ âëèÿíèå
Îðóæèå è äîñïåõè ÿâëÿþòñÿ êðèòè÷åñêè âàæíûì äëÿ ïñèõîëîãè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ ñîëäàòà â áîþ. Àõåéñêèé ñòðàòåã Ôèëîïåìåí ñìîã ïðèäàòü ïðèëè÷íûé âèä îïîë÷åíöàì, êîòîðûå è âîåâàòü-òî, íå ñèëüíî õîòåëè, ïðîñòî äàâ èì êðàñèâîå îðóæèå [11]:
È âîò ìîæíî áûëî âèäåòü òàêîå çðåëèùå: ìàñòåðñêèå áûëè íàïîëíåíû êóáêàìè è Ôåðèêëîâûìè ÷àøàìè, îòäàííûìè â ïåðåïëàâêó, òàì çîëîòèëè ïàíöèðè, ñåðåáðèëè ùèòû è óçäå÷êè; íà ðèñòàëèùàõ îáúåçæàëè ìîëîäûõ êîíåé; þíîøè óïðàæíÿëèñü â ïîëíîì âîîðóæåíèè; ó æåíùèí â ðóêàõ áûëè øëåìû è ïåðüÿ, êîòîðûå îíè êðàñèëè, âñàäíè÷åñêèå õèòîíû è ñîëäàòñêèå ïëàùè, âûøèòûå ðàçíûìè öâåòàìè. Ýòî çðåëèùå óâåëè÷èâàëî îòâàãó, âîçáóæäàëî ïûë, äåëàëî êàæäîãî îò÷àÿííûì, ãîòîâûì èäòè íà âñÿêóþ îïàñíîñòü. Äåéñòâèòåëüíî, â èíûõ ñëó÷àÿõ ðîñêîøü âëå÷åò çà ñîáîþ èçíåæåííîñòü, ðàññëàáëÿåò çðèòåëåé, òàê æå êàê ñèëà äóõà íàäëàìûâàåòñÿ, åñëè ÷óâñòâà èñïûòûâàþò ïîñòîÿííûå óêîëû è áåñïîêîéñòâî. Íàïðîòèâ, ðîñêîøü â ïîäîáíûõ ïðåäìåòàõ óêðåïëÿåò è âîçâûøàåò äóõ. Òàê, Àõèëë ó Ãîìåðà ïðè âèäå íîâîãî îðóæèÿ, ïîëîæåííîãî áëèç íåãî, êàê áû ïðèõîäèò â ýêñòàç è ãîðèò æåëàíèåì ïóñòèòü åãî â õîä.
Òåïåðü äàâàéòå ïîñìîòðèì íà ãðå÷åñêèå øëåìû
Ïðèâîäèòñÿ ïî Êîííîëëè “Ãðåöèÿ è Ðèì. Ýíöèêëîïåäèÿ âîåííîé èñòîðèè”
Îáðàòèòå âíèìàíèå, êàê ïîñòåïåííî óìåíüøàåòñÿ çàùèòà óøåé, øëåì ýâîëþöèîíèðóåò îò ïîëíîãî çàêðûòèÿ ãîëîâû â 7 âåêå, äî ïîñòåïåííîãî îáëåã÷åíèÿ êîíñòðóêöèè. Ïîñìîòðèòå íà âûðåçû â ðàéîíå óøåé ýòî âåñüìà èíòåðåñíîå óñîâåðøåíñòâîâàíèå. Âî-ïåðâûõ, ó íåãî åñòü ÷èñòî âîåííîå ïðèìåíåíèå â ãðå÷åñêîì øëåìå, ïîëíîñòüþ çàêðûâàþùåì ãîëîâó íèõðåíà íå ñëûøíî è ñëîæíî ðàçîáðàòü ïðèêàçû, îñîáåííî â õàîñå áèòâû. Âî-âòîðûõ, åñòü è äðóãàÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïðè÷èíà [2] ãðå÷åñêèé øëåì çàìåòíî òîëùå è òÿæåëåå ñðåäíåâåêîâûõ íàãîëîâèé è êîãäà åãî íàäåâàåò ãîïëèò, òî ó íåãî âîçíèêàåò ÷óâñòâî èçîëèðîâàííîñòè. Ïåðåêðûâàåòñÿ ïåðèôåðè÷åñêîå çðåíèå, îí íå ñëûøèò òåõ, êòî ðÿäîì èç òðåõ ÷óâñòâ, êîòîðûìè ñîëäàò îùóùàåò áëèçîñòü òîâàðèùåé (ñëóõ, çðåíèå è îñÿçàíèå) âîèí òåðÿåò äâà è ôàêòè÷åñêè îñòàåòñÿ îäèí íà îäèí ñ âðàãîì, áåç ïîääåðæêè ñòðîÿ.
Îðóæèå òîæå ìåíÿëîñü, â òîì ÷èñëå è â ñèëó ïñèõîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ. Äîðè äðåâíåãðå÷åñêîãî ãîïëèòà ýòî êîïüå äëèíîé 2-2,5 ì, òàê áûëî äî ðåôîðìû Èôèêðàòà, êîòîðûé ïðåäïîëîæèòåëüíî â 4 âåêå óäëèíèë êîïüå äî 3-3,5 ìåòðîâ [11]. Íó, à ñîáñòâåííî âåðøèíîé êîïüåìåðÿíèÿ ñòàëà ìàêåäîíñêàÿ ñàðèññà îêîëî 6 ìåòðîâ äëèíîé [12].  îáùåì-òî, òðàäèöèîííî íà ýòó ðåôîðìó ñìîòðÿò ñ ïðàêòè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ òåïåðü ôàëàíãèòû ìàêåäîíÿí ìîãëè ââåñòè â áîé íå òîëüêî ïåðâûå äâå øåðåíãè, à ïÿòü. Íî åñòü è äðóãàÿ ïðè÷èíà ýòî ñòðàõ áëèæíåãî áîÿ è æåëàíèå óâåëè÷èòü ðàññòîÿíèå äî íåïðèÿòåëÿ, ïîðàæàòü åãî ñ áåçîïàñíîé äèñòàíöèè [13]. Êðîìå òîãî, òåïåðü âîèíà â ïåðâîé øåðåíãå çàùèùàë öåëûé ëåñ ïèê òîâàðèùåé ñçàäè. Êðîìå òîãî çðåëèùå íàñòóïàþùåé ôàëàíãè äîëæíî áûëî âíóøàòü íàñòîÿùèé óæàñ âðàãàì [14]:
Êîãäà æå è âñå ïðî÷èå ìàêåäîíÿíå ïî óñëîâëåííîìó ñèãíàëó ðàçîì îòâåëè ùèòû îò ïëå÷à è, âçÿâ êîïüÿ íàïåðåâåñ, ñòîéêî âñòðåòèëè íàòèñê ðèìëÿí, åìó ñòàëà ïîíÿòíà âñÿ ñèëà ýòîãî ñîìêíóòîãî, ãðîçíî îùåòèíèâøåãîñÿ ñòðîÿ; íèêîãäà â æèçíè íå âèäåë îí íè÷åãî áîëåå ñòðàøíîãî è ïîòîìó îùóòèë èñïóã è çàìåøàòåëüñòâî, è íåðåäêî âïîñëåäñòâèè âñïîìèíàë îá ýòîì çðåëèùå è î âïå÷àòëåíèè, êîòîðîå îíî îñòàâèëî.
Íó, à òåïåðü ïåðåéäåì ê ðèìñêîé ìàíåðå âåäåíèÿ áîÿ. Òðàäèöèîííûé âçãëÿä íà áîé ðèìñêîé ïåõîòû â IV-II ââ. äî í.ý. áûë òàêîé ëåãèîíåðû áðîñàþò âî âðàãà äâà ñâîèõ ïèëóìà (äðîòèê îêîëî 2 ìåòðîâ äëèíîé), ïîñëå ÷åãî â îáÿçàòåëüíîì ïîðÿäêå äîñòàþò ìå÷è è íåñóòñÿ ðóáèòü ñóïîñòàòîâ.
Ðåêîíñòðóêöèÿ áðîñêà ïèëóìà, ïðèâîäèòñÿ ïî “THE PILUM The Roman Heavy Javelin” M.C. BISHOP
Àëåêñàíäð Æìîäèêîâ ïðîàíàëèçèðîâàâ îïèñàíèå áèòâ [15], ïðèøåë ê âûâîäó, ÷òî ðèìëÿíå ìîãëè âåñòè äëèòåëüíûé ìåòàòåëüíûé áîé, íå àòàêóÿ âðàãà ñ ìå÷àìè. Ò.å. åãî ðåêîíñòðóêöèÿ ïðåäïîëàãàåò òàêîé âèä áîÿ äâå ëèíèè îñòàíàâëèâàëèñü äðóã ïåðåä äðóãîì, äàëüøå ñûïàëèñü âçàèìíûå îñêîðáëåíèÿ è íà÷èíàëè ëåòåòü äðîòèêè. Ïðè÷åì ýòî áûëè íå ìàññîâûå çàëïû, à ñïîðàäè÷åñêèå áðîñêè íà ïðåäåëüíîì ðàññòîÿíèè, ãäå äðîòèê èìååò óáîéíóþ ñèëó. Ê ñõîæèì âûâîäàì ïðèøåë Ôèëëèïï Ñàáèí [13], àíàëèçèðóÿ ñðàæåíèÿ âòîðîé ïóíè÷åñêîé âîéíû, ïðè÷åì, ÷òî èíòåðåñíî èñïîëüçóÿ äðóãèå ìåòîäû. Åñëè Àëåêñàíäð îïèðàëñÿ ïðåèìóùåñòâåííî íà îïèñàíèÿ àíòè÷íûõ èñòî÷íèêîâ, êîòîðûå ñâèäåòåëüñòâîâàëè î ïðîäîëæàþùåìñÿ ìåòàòåëüíîì áîå äàæå íà ïîçäíèõ ñòàäèÿõ ñðàæåíèÿ, òî Ñàáèí îòòàëêèâàëñÿ îò ïîòåðü â áèòâàõ è ïñèõîëîãè÷åñêîì àñïåêòå, ñâèäåòåëüñòâóþùåì î òîì, ÷òî ñîëäàòû ïðîñòî íå ñìîãëè áû âûäåðæèâàòü ìíîãî÷àñîâóþ ðóáêó íà ìå÷àõ. Íà ìîé âçãëÿä, òàêàÿ êàðòèíà áîÿ, ãîâîðèò î òîì, ÷òî ïñèõîëîãè÷åñêè ñîëäàòó çíà÷èòåëüíî ëåã÷å âåñòè ìåòàòåëüíûé áîé, ÷åì èäòè â ðóêîïàøíóþ ñõâàòêó, ïîýòîìó îí ïðåäïî÷òåò ïîäíÿòü ñ çåìëè âðàæåñêèé äðîòèê èëè æå øâûðíóòü ïåðåäàííûé èç çàäíèõ øåðåíã ïèëóì.
Êîíñòðóêöèÿ ïèëóìà, ïðèâîäèòñÿ ïî “THE PILUM The Roman Heavy Javelin” M.C. BISHOP
Óæå â 17 âåêå, êîãäà îãíåñòðåëüíîå îðóæèå ïðèîáðåòàåò ïîäëèííóþ ìîùü, ñîëäàòû ïðåäïî÷èòàëè ñòðåëÿòü, à íå èäòè â ðóêîïàøíóþ ñõâàòêó. Ñîâðåìåííûå èññëåäîâàíèÿ òàêæå ïîêàçûâàþò, ÷òî ñîëäàòó òåì ëåã÷å óáèâàòü, ÷åì áîëüøå ðàññòîÿíèå äî âðàãà. È ýòî äîâîëüíî èíòåðåñíûé ïàðàäîêñ, ñ îäíîé ñòîðîíû ðèìëÿíå áûëè ïðåêðàñíî ýêèïèðîâàíû è ïîäãîòîâëåíû äëÿ áëèæíåãî áîÿ ìàêåäîíñêèå ôàëàíãèòû ïðîñòî âûðåçàëèñü ëåãèîíåðàìè, åñëè ñàðèññîôîðû òåðÿëè ñòðîé. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, ñðàçó â áëèæíèé áîé ðèìëÿíå íå ëîìèëèñü è ìîãëè âåñòè ìíîãî÷àñîâûå ïåðåñòðåëêè ñ âðàãîì.
Ñàìûé ñòðàøíûé âðàã
Ïåðåõîäèì ê çàêëþ÷èòåëüíîé ÷àñòè íàøåãî ïîâåñòâîâàíèÿ, à èìåííî ê ñàìîìó ñòðàøíîìó âðàãó äðåâíèõ àðìèé ïàíèêå. Ñàìî ñëîâî, êñòàòè, ãðå÷åñêîå è âîñõîäèò ê èìåíè ìèôîëîãè÷åñêîãî ïåðñîíàæà Ïàíà, êîòîðûé ïî âåðñèè Ïîëèýíà [16] è áûë èçîáðåòàòåëåì ôàëàíãè. Êîãäà Âû ÷èòàåòå îïèñàíèå êàêîãî-íèáóäü äðåâíåãî ñðàæåíèÿ è íàòàëêèâàåòåñü íà òî, ÷òî àðìèÿ áûëà ðàçáèòà àòàêîé âî ôëàíã èëè ñ òûëà, ó Âàñ íå âîçíèêàåò âîïðîñà, à êàê âîîáùå ýòî ïðîèñõîäèëî? Íó, ò.å. ïîíÿòíî, ÷òî íåïðèÿòíî è äàæå îáèäíî, êîãäà òåáÿ ñ ôëàíãà îáîøëè, íî âñå æå âîçíèêàåò âîïðîñ, ïî÷åìó íàïðàâëåíèå àòàêè ñèëüíî ïîâûøàåò óðîí.
Ñîçäàòåëü ïàíèêè
Îáðàòèìñÿ ê êðóïíåéøåìó ïîðàæåíèþ ðèìëÿí âî âòîðîé ïóíè÷åñêîé âîéíå (äà è, ïîæàëóé, çà âñþ èõ èñòîðèþ) áèòâå ïðè Êàííàõ, â êîòîðîé áûëà ðàçáèòà àðìèÿ â 80 000 ÷åëîâåê ïÿòèäåñÿòûñÿ÷íûì âîéñêîì Ãàííèáàëà. Ïîòåðè ðèìëÿí áûëè êàòàñòðîôè÷åñêèìè ïî ðàçíûì îöåíêàì ïîãèáëî îò 60 äî 70 òûñÿ÷ ÷åëîâåê, ïðè ýòîì ïóíèéöû ïîòåðÿëè 5700, èç êîòîðûõ 4000 ïðèõîäèëèñü íà öåíòð âîéñêà, ïðèíÿâøåãî óäàð ëåãèîíåðîâ. Ò.å. ïîñëå îêðóæåíèÿ ðèìñêîé àðìèè ïóíèéöû ñìîãëè ïî÷òè áåçíàêàçàííî óíè÷òîæàòü ïðîòèâíèêà â îãðîìíûõ êîëè÷åñòâàõ, ïîòåðÿâ îêîëî 1500-2000 ÷åëîâåê. Êàê? Íà÷íåì ñ òîãî, ÷òî ñîëäàò â öåíòðå ñòðîÿ ïî÷òè íå âëàäååò èíôîðìàöèåé î ïðîèñõîäÿùåì âîêðóã è ïîÿâëåíèå ïðîòèâíèêà íà ôëàíãå èëè òåì áîëåå â òûëó ïðîèçâîäèò ñèëüíûé äåìîðàëèçóþùåé ýôôåêò [13]. Âîèíû, âèäÿ óãðîçó, íà÷èíàþò ïàíèêîâàòü, âîò êàê ýòî îïèñûâàåò Àïïèàí [19]
êàê áûâàåò ïðè çàìåøàòåëüñòâå è ñòðàõå, èì âñå ïðåäñòàâëÿëîñü â áîëüøèõ ðàçìåðàõ: èì êàçàëîñü, ÷òî è áûâøèõ â çàñàäå áûëî ãîðàçäî áîëüøå, òàêæå è îòíîñèòåëüíî ïÿòèñîò: õîòÿ îíè çíàëè, ÷òî èõ ïÿòüñîò, íî èì êàçàëîñü, ÷òî âñå ðèìñêîå âîéñêî îêðóæåíî âñàäíèêàìè è ïåðåáåæ÷èêàìè; è âîò, ïîâåðíóâ òûë, îíè áåñïîðÿäî÷íî ïîáåæàëè
Íàêðûâàþùàÿ ñòðîé ïàíèêà, ëèøàåò ñîëäàò âîëè ê ñîïðîòèâëåíèþ. Ìàññîâàÿ ïàíèêà âêëþ÷àëà ãëóáèííûé èíñòèíêò ñàìîñîõðàíåíèÿ áåæàòü. Îêðóæåíèå íå äàâàëî åãî ðåàëèçîâàòü â ïîëíîé ìåðå âåçäå âðàãè, ÷òî óñèëèâàëî ñòðàõ, äîâîäÿ åãî äî êðàéíåé ñòåïåíè. Óæàñ ñðåäè ðèìëÿí áûë òàêèì, ÷òî îíè ñâîèìè ðóêàìè ðûëè ñåáå ÿìû íà ïîëå áîÿ, çàñîâûâàëè òóäà ãîëîâó è çàñûïàëè ïåñêîì, êîí÷àÿ æèçíü ñàìîóáèéñòâîì [20]. Íåìíîãèå âûæèâøèå, ó êîòîðûõ áûëè ïîäðåçàíû ñóõîæèëèÿ íà íîãàõ, ïîäñòàâëÿëè øåè ïîä óäàð.
Äàâíî õîòåë ðàññêàçàòü îäíó èñòîðèþ èç Âèçàíòèéñêèõ âîéí íà ýòó òåìó. Çàíèìàòåëüíîå ñðàæåíèå ñîñòîÿëîñü â 813 ãîäó í.ý. ïðè Âåðøèíèêå ìåæäó Âèçàíòèéñêèì Èìïåðàòîðîì Ìèõàèëîì I è áîëãàðñêèì õàíîì Êðóìîì. Ñèëû ðîìååâ ïî îöåíêå Äæîíà Õýëäîíà íàñ÷èòûâàëè 26 000, ó Êðóìà âñåãî 12 000. Äâå íåäåëè àðìèè ïðîñòî ñìîòðåëè äðóã íà äðóãà, ïîêà ìàêåäîíñêèé ñòðàòèã Èîàí Àïëàê íå ïîñëàë èìïåðàòîðó ñîîáùåíèå, ÷òî åìó âñå íàäîåëî, è îí ïîøåë áèòü áîëãàð ïðèñîåäèíÿéòåñü. Êðûëî Àïëàêà ÷èñëîì 8000 ÷åëîâåê îòáðîñèëî áîëãàð àæ äî ñàìîãî ëàãåðÿ, âîò òîëüêî èìïåðàòîð ðåøèë âîçäåðæàòüñÿ îò àòàêè è Êðóì ïåðåãðóïïèðîâàëñÿ, óäàðèâ âî ôëàíã ñòðàòèãó. Ñòîÿâøèé íà ãîðå äðóãîé ôëàíã âèçàíòèéöåâ îáùåé ÷èñëåííîñòüþ 8000 ïîä êîìàíäîâàíèåì Ëüâà (ñèìâîëè÷íîå èìÿ), âèäÿ ïðîèñõîäÿùåå, çàïàíèêîâàë, ðàçâåðíóëñÿ è äàë äåðó. Öåíòð íàáëþäàë êàðòèíó ìàñëîì âíèçó Êðóì ìåòîäè÷íî âûðåçàë ÷àñòè Àïëàêà, à ïðàâûé ôëàíã â ïîëíîì ñîñòàâå ñáåæàâ äàæå íå âñòóïèâ â áèòâó. Êàê èðîíè÷íî çàìåòèë Äæîí Õýëäîí «ðàçäóìûâàëè îíè íå äîëãî. Áðîñèâ íà ïðîèçâîë ñóäüáû è èìïåðàòîðà, è åãî ñâèòó, ãâàðäåéöû êèíóëèñü íàóòåê, êàê áû ñîðåâíóÿñü, êòî áûñòðåå äîáåæèò äî Êîíñòàíòèíîïîëÿ». Áîëüøå âñåõ øîêèðîâàí áûë ñàì áîëãàðñêèé õàí, êîòîðûé ïûòàëñÿ ïîíÿòü, ÷òî çà õèòðóþ çàïàäíþ ãîòîâÿò åìó ðîìåè. Íî ïëàíà íå áûëî ïàíèêà îõâàòèëà âñå âîéñêî âèçàíòèéöåâ, êîòîðûå â óæàñå áåæàëè, ïðîñòî çàñëûøàâ òîïîò êîïûò ñâîèõ æå âñàäíèêîâ.
Çàêëþ÷åíèå äëÿ ËË
Âûâîäû ïî âòîðîé ÷àñòè
Ìû èçó÷àåì âîéíó, êàê èñòîðèþ áèòâ. Áèòâû êàê íåêîãî çàêîíîìåðíîãî èòîãà âîéíû. Äðåâíèå ïîëêîâîäöû ñìîòðåëè íà íèõ íåñêîëüêî èíà÷å. Ñðàæåíèÿ áûëè íåïðåäñêàçóåìû èç-çà «÷åëîâå÷åñêîãî ôàêòîðà», ñîëäàòû áûëè ïîäâåðæåíû ïàíèêå, ìîãëè âåñòè ñåáÿ íåïðåäñêàçóåìî.  îïðåäåëåííîé ñòåïåíè ýòî êîìïåíñèðîâàëî îáó÷åíèå è ôàêòîðû ñïëî÷åííîñòè èíäèâèäóàëüíîå âîîðóæåíèå è òî ÷óâñòâî çàùèù¸ííîñòè, êîòîðîå îíî äàåò. Ñ äðóãîé ñòîðîíû ïîëêîâîäöû ìîãëè èñïîëüçîâàòü íåïðåäñêàçóåìîñòü áèòâû â ñâîèõ èíòåðåñàõ, ðàçáèâàÿ ÷èñëåííî ïðåâîñõîäÿùèõ ïðîòèâíèêîâ.
1. Keegan J. The Face of Battle. 1976
2. Hanson V. D. The Western Way of War: Infantry Battle in Classical Greece. New York, 1989
3. Goldsworthy A. K. The othismos, myth and heresies: the nature of hoplite battle. / War in history 1997, vol. 4, 1, p. 1-26.
4. Ôóêèäèä, (V, 70)
5. Êëåéìåíîâ À.À. «Ê âîïðîñó îá îñîáåííîñòÿõ ýëëèíñêîãî âîåííîãî ìåíòàëèòåòà êëàññè÷åñêîãî ïåðèîäà», 2014 / Àðìèÿ è îáùåñòâî
6. Àðäàí äþ Ïèê Ø. Èññëåäîâàíèå áîÿ â äðåâíèå è íîâåéøèå âðåìåíà. – ÑÏá.: Â. Áåðåçîâñêèé, 1911.
7. Petre Ureche. THE SOLDIERS MORALE IN THE ROMAN ARMY, JAHA, VOL 1, NO 3 (2014)
8. Êñåíîôîíò, Àíàáàçèñ, I, VIII, 17-18
9. Ïëóòàðõ (Ëèêóðã, 22)
10. Ïëóòàðõ (Ôèëîïåìåí, 9, 7-8)
11. Äèîäîð (15.44.2)
12. Christopher Matthew (2012). The Length of the Sarissa. Antichthon, 46, pp 79-100
13. Sabin P. A. G. The mechanics of battle in the Second Punic War. // The second Punic war: a reappraisal. Ed. T. Cornell, B. Rankov and P. Sabin. London, 1996, p. 59-79
14. Ïëóòàðõ, Ýìèëèé Ïàâåë, 19
15. Òàêòèêà ðèìñêîé ïåõîòû IV-II ââ. äî í.ý. À.Ë. Æìîäèêîâ / Para Bellum! ¹4, 1998, ñòð. 4-13
16. Ïîëèýí (I.2)
17. Luginbill R. D. Othismos: the importance of the mass-shove in hoplite warfare. / Phoenix 1994, vol. 48, 1, p. 51-61
18. Ôèëèï Ñàáèí «Ëèê ðèìñêîé áèòâû» (Ïåðåâîä: À.Â. Êîçëåíêî) / Philip Sabin. The Face of Roman Battle. Journal of Roman Studies 90, 2000, pp. 1-17
19. Àïïèàí (VII, 23)
20. Ëèâèé (XXII, 51, 8-9)
Источник