Что делать если болит голова перед экзаменом

Что делать если болит голова перед экзаменом thumbnail

https://ria.ru/20200702/1573765171.html

Психологи дали советы школьникам, как побороть волнение перед ЕГЭ

Накануне первого Единого госэкзамена в кампании 2020 года психологи рекомендуют выпускникам школ, для того чтобы побороть волнение, заняться спортом утром перед РИА Новости, 02.07.2020

2020-07-02T04:17

2020-07-02T04:17

2020-07-02T09:03

социальный навигатор

сн_образование

единый государственный экзамен (егэ)

общество

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn22.img.ria.ru/images/07e4/06/1d/1573615199_0:116:2980:1792_1400x0_80_0_0_e60c6e6269f08fd2f1586ee27c7f918c.jpg

<strong>МОСКВА, 2 июл – РИА Новости.</strong> Накануне первого <a href=”https://ria.ru/event_Edinyjj_gosudarstvennyjj_ehkzamen_EGEH/” target=”_blank”>Единого госэкзамена</a> в кампании 2020 года психологи рекомендуют выпускникам школ, для того чтобы побороть волнение, заняться спортом утром перед экзаменом, постараться позавтракать и продумать план “Б” на случай, если итоговый балл будет ниже, чем ожидается, а взрослым – заранее провести с ними занятия для профилактики тревоги, на которых разъяснялось бы, что все учебные организации на их стороне и хотят, чтобы они хорошо сдали экзамен.Первый экзамен кампании ЕГЭ 2020 года с участием выпускников пройдет 3 июля. Школьников ожидает сдача экзаменов по литературе, географии, информатике и информационно-коммуникационным технологиям. Ранее 29 и 30 июня прошли два пробных экзамена для организаторов.Дыхание, спорт и едаПо словам доктора психологических наук, декана факультета клинической психологии Московского института психоанализа Наталии Белопольской, старшеклассники всегда были перегружены, еще до ситуации с коронавирусом, давали “сбои” в плане психического здоровья, но сейчас все усугубилось.Как отмечает кандидат психологических наук, бизнес-тренер Кристина Иваненко, школьникам необходимо подойти ко дню сдачи экзамена в максимально ресурсном состоянии, и нужно понимать, что конкретно можно для этого сделать.Психолог также обратила внимание, что волнение заставляет организм выделяет очень много адреналина, и этого адреналина может хватить на то, “чтобы убежать от трех саблезубых тигров”. Именно из-за адреналина появляется тремор, дрожит голос, пересыхает во рту.”Это все адреналиновая реакция. И она очень мешает нам концентрироваться, потому что это реакция, которая создана эволюцией, чтобы убежать от кого-то, а перед нами лист бумаги, и надо что-то делать. Поэтому, чтобы сбросить это адреналиновое напряжение, здорово, если получится утром перед экзаменом заняться спортом. Не сильно, не полтора часа в спортзале, но дать себе небольшую физическую нагрузку, кто на каком уровне находится, поприседать, поотжиматься, подняться на пятый этаж и обратно – это физически уберет тремор, это скинет напряжение, и мы станем более сконцентрированными”, – добавляет эксперт.Иваненко также отметила, что в день перед экзаменом надо обязательно попробовать позавтракать, даже если есть не хочется из-за нервного напряжения. Она пояснила, что если организму не дать сложные углеводы, то он включит стрессовую реакцию.”Я всех порву”Эксперт также рекомендует обратить внимание на свою внутреннюю установку. Если в голове крутится какая-то негативная установка – “я обречен”, или “я все провалю”, или “все плохо”, ее необходимо отследить и заменить на что-то более конструктивное.”Например “все получится”, или “я все знаю”, или “я сейчас всех порву”. Она должна быть эмоциональна, она может быть очень ярко сформулирована. Если она у нас на репите будет в голове крутиться, она тоже придаст нашему мышлению такой хороший толчок, в отличие от “мы все умрем”. Негативное мышление отключаем”, – рассказала Иваненко.Еще один метод, который может быть полезен – визуализация. Как поясняет психолог, накануне вечером нужно представить себе во всех деталях момент получения результатов, а эти результаты – это именно те баллы, которые вы хотите. Представить свою радость, представить эту цифру, представить, что говорят окружающие. Максимально детализировано визуализировать момент победы.Как добавляет Белопольская, было бы хорошо, если бы до экзаменов проводилась профилактика психологического состояния выпускников.”Я бы, например, посоветовала какие-то профилактические лекции сделать, хоть онлайн, хоть очно, для того чтобы им разъяснить, что все на их стороне, взрослые на их стороне, все организации на их стороне, чтобы они сдали как можно лучше. Что нервы не улучшают результат, и нужно к этому максимально спокойно отнестись… Провести профилактическое занятие, чтобы немножко более правильное отношение выстроить, потому что они иногда считают, что это просто конец света, конец жизни, сколько он баллов наберет”, – рассказала эксперт РИА Новости.О необходимости продумать тот сценарий, при котором не будет достигнута максимальная победа, и понять, что из-за этого не случится ничего фатального, заявила и Иваненко.”Всегда нам становится спокойнее, если мы понимаем, что в принципе ничего очень страшного не произойдет, если результат будет не такой высокий, как мы ожидаем. То есть не максимизировать, что или максимальный балл – или все кончено, а дать себе возможность представить, что в принципе, если я получу чуть ниже, чем я собираюсь, у меня есть план “Б”, “С”, “Д”, и ничего страшного не случится”, – рассказала она.

Читайте также:  Сильный насморк от него болит голова

https://ria.ru/20200630/1573676987.html

https://ria.ru/20200626/1573538119.html

https://ria.ru/20200630/1573693718.html

https://radiosputnik.ria.ru/20200625/1573479087.html

https://ria.ru/20200625/1573451760.html

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn23.img.ria.ru/images/07e4/06/1d/1573615199_0:0:2731:2048_1400x0_80_0_0_b5275aee16958025f8f9799d6402842e.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

социальный навигатор, сн_образование, единый государственный экзамен (егэ), общество

МОСКВА, 2 июл – РИА Новости. Накануне первого Единого госэкзамена в кампании 2020 года психологи рекомендуют выпускникам школ, для того чтобы побороть волнение, заняться спортом утром перед экзаменом, постараться позавтракать и продумать план “Б” на случай, если итоговый балл будет ниже, чем ожидается, а взрослым – заранее провести с ними занятия для профилактики тревоги, на которых разъяснялось бы, что все учебные организации на их стороне и хотят, чтобы они хорошо сдали экзамен.

Первый экзамен кампании ЕГЭ 2020 года с участием выпускников пройдет 3 июля. Школьников ожидает сдача экзаменов по литературе, географии, информатике и информационно-коммуникационным технологиям. Ранее 29 и 30 июня прошли два пробных экзамена для организаторов.

Дыхание, спорт и еда

По словам доктора психологических наук, декана факультета клинической психологии Московского института психоанализа Наталии Белопольской, старшеклассники всегда были перегружены, еще до ситуации с коронавирусом, давали “сбои” в плане психического здоровья, но сейчас все усугубилось.

Как отмечает кандидат психологических наук, бизнес-тренер Кристина Иваненко, школьникам необходимо подойти ко дню сдачи экзамена в максимально ресурсном состоянии, и нужно понимать, что конкретно можно для этого сделать.

“Во-первых, пресловутое дыхание. Можно цинично и скептично к этому относиться, особенно если тебе 16 лет, но на самом деле дыхание очень помогает непосредственно перед самим процессом экзамена успокоиться. Самое правильное дыхание – это квадрат, так называемый “4 на 4″, то есть вдох на четыре, задержка на четыре счета, выдох на четыре счета, задержка на четыре счета. И так 10-12 раз. Поможет успокоиться, поможет снабдить мозг кислородом, это очень сильно скажется на результатах”, – рассказала она РИА Новости.

Психолог также обратила внимание, что волнение заставляет организм выделяет очень много адреналина, и этого адреналина может хватить на то, “чтобы убежать от трех саблезубых тигров”. Именно из-за адреналина появляется тремор, дрожит голос, пересыхает во рту.

“Это все адреналиновая реакция. И она очень мешает нам концентрироваться, потому что это реакция, которая создана эволюцией, чтобы убежать от кого-то, а перед нами лист бумаги, и надо что-то делать. Поэтому, чтобы сбросить это адреналиновое напряжение, здорово, если получится утром перед экзаменом заняться спортом. Не сильно, не полтора часа в спортзале, но дать себе небольшую физическую нагрузку, кто на каком уровне находится, поприседать, поотжиматься, подняться на пятый этаж и обратно – это физически уберет тремор, это скинет напряжение, и мы станем более сконцентрированными”, – добавляет эксперт.

Иваненко также отметила, что в день перед экзаменом надо обязательно попробовать позавтракать, даже если есть не хочется из-за нервного напряжения. Она пояснила, что если организму не дать сложные углеводы, то он включит стрессовую реакцию.

“Я всех порву”

Эксперт также рекомендует обратить внимание на свою внутреннюю установку. Если в голове крутится какая-то негативная установка – “я обречен”, или “я все провалю”, или “все плохо”, ее необходимо отследить и заменить на что-то более конструктивное.

“Например “все получится”, или “я все знаю”, или “я сейчас всех порву”. Она должна быть эмоциональна, она может быть очень ярко сформулирована. Если она у нас на репите будет в голове крутиться, она тоже придаст нашему мышлению такой хороший толчок, в отличие от “мы все умрем”. Негативное мышление отключаем”, – рассказала Иваненко.

Еще один метод, который может быть полезен – визуализация. Как поясняет психолог, накануне вечером нужно представить себе во всех деталях момент получения результатов, а эти результаты – это именно те баллы, которые вы хотите. Представить свою радость, представить эту цифру, представить, что говорят окружающие. Максимально детализировано визуализировать момент победы.

Читайте также:  Второй вечер болит голова

Как добавляет Белопольская, было бы хорошо, если бы до экзаменов проводилась профилактика психологического состояния выпускников.

“Я бы, например, посоветовала какие-то профилактические лекции сделать, хоть онлайн, хоть очно, для того чтобы им разъяснить, что все на их стороне, взрослые на их стороне, все организации на их стороне, чтобы они сдали как можно лучше. Что нервы не улучшают результат, и нужно к этому максимально спокойно отнестись… Провести профилактическое занятие, чтобы немножко более правильное отношение выстроить, потому что они иногда считают, что это просто конец света, конец жизни, сколько он баллов наберет”, – рассказала эксперт РИА Новости.

О необходимости продумать тот сценарий, при котором не будет достигнута максимальная победа, и понять, что из-за этого не случится ничего фатального, заявила и Иваненко.

“Всегда нам становится спокойнее, если мы понимаем, что в принципе ничего очень страшного не произойдет, если результат будет не такой высокий, как мы ожидаем. То есть не максимизировать, что или максимальный балл – или все кончено, а дать себе возможность представить, что в принципе, если я получу чуть ниже, чем я собираюсь, у меня есть план “Б”, “С”, “Д”, и ничего страшного не случится”, – рассказала она.

Источник

АиФ Семейный совет № 6 24/03/2004

Знаете, у кого из школьников чаще всего болит голова? У первоклассников, пятиклассников и выпускников, то есть учеников самых трудных классов. Обычная, банальная головная боль часто является симптомом того, что ребенок испытывает непосильную эмоциональную и учебную нагрузку.


Порочный круг

Медицинский директор Клиники головной боли и вегетативных расстройств академика Вейна, ведущий научный сотрудник НИИ Педиатрии НЦЗД РАМН доктор медицинских наук Павел Леонидович СОКОЛОВ рассказывает, что такую боль врачи называют головной болью напряжения. Она возникает, когда непроизвольно напрягается тонкий мышечный слой, который находится у нас под кожей головы. Боль нарастает постепенно, охватывает всю голову и ощущается как “тупая”, “давящая”, “распирающая” или “сжимающая” наподобие тесной шапки или шлема.

Ее предвестники – тревожность, мнительность, подавленность, плохое настроение.

Боль чаще появляется во второй половине дня, когда ребенок уже устал или пережил неприятную, травмирующую психику ситуацию. И сразу падает работоспособность. Так что если ваше чадо на здоровую голову не справилось с возложенными на него нагрузками, теперь, с больной головой, оно и вовсе их не вытянет.

Получается такая цепочка: нагрузка превышает возможности организма, возникает утомление, а так как обязанностей меньше не становится, утомление превращается в хроническое, начинает болеть голова и падает работоспособность. Теперь с нагрузкой справляться еще сложнее, усиливается стрессовая ситуация (бледными успехами недовольны и открыто высказывают свое недовольство и учителя, и родители), голова болит уже постоянно… В общем, порочный круг.

Терпеть головную боль ребенок не должен. С каждым приступом порог чувствительности будет снижаться и боль станет восприниматься острее. А хроническая головная боль – это изменение характера, усиление депрессивных черт, плохая работоспособность и в конечном счете – невозможность добиться успехов.

Болеутоляющая таблетка, конечно, облегчит сиюминутное состояние, но от причины боли не избавит. К тому же, как это ни парадоксально, при регулярном и бесконтрольном приеме таблеток боль может стать постоянной и будет переноситься еще тяжелее.

Так что, как ни крути, если у ребенка от уроков болит голова, надо его вести к врачу-неврологу.


С чего начать

Хороший врач вам скажет, что есть два пути решения проблемы: первый – оптимизировать нагрузки, второй – с помощью лечения повысить устойчивость организма к стрессам. Но второй путь не имеет смысла, если не будет пройден первый.

Итак, ваш первый шаг:

  • Учебные нагрузки придется пересмотреть. Исходите из правила приоритета. Что для вас самое важное? Хорошие отметки в школе? Тогда от дополнительных занятий надо хотя бы на время отказаться. Для вас главное – успехи ребенка в музыке, спорте или знание китайского? Тогда не обращайте внимания на тройки в школе. Но, как показывает практика, чаще всего бывает достаточно отказаться лишь от “китайского”, то есть не загружать ребенка тем, что ему не так уж нужно и что трудно дается.
    Читайте также:  Ломит кости болит голова что это
  • Вам кажется, что ребенок ленится, а он утверждает, что ему тяжело? Самостоятельно этот спор вы разрешить не сможете. Ребенок – всегда заложник родительских амбиций. Но те надежды, которые мы на детей возлагаем, часто оказываются для них непосильной ношей. Обратитесь к психологам, у них есть методики, чтобы определить, не предъявляете ли вы к наследнику завышенные требования, и есть схемы, которые помогут вам преодолеть конфликт.
  • Если ребенок сильно устает к концу недели, можно иногда в среду или в четверг сделать “разгрузочный” день. Пусть выспится, погуляйте с ним в парке или в лесу, только не ходите в кино или в театр, не разрешайте весь день сидеть у телевизора… Вечером приготовьте уроки на следующий день. Разумный педагог против такой передышки возражать не будет. Но “разгрузочные” дни не стоит устраивать слишком часто и принимать решение об их проведении должны только вы лично, иначе рискуете постоянно выслушивать: “А не прогулять ли нам школу? Я что-то неважно себя чувствую”.
  • Разгрузили вы свое чадо или нет, легко узнать по тому, сможет ли он выполнять три непреложных правила:
      1. Ложиться спать в такое время, чтобы утром просыпаться отдохнувшим, выспавшимся.

      2. Все занятия и подготовку к урокам заканчивать за два с половиной часа до сна.

      3. Оставшееся время перед сном проводить в спокойных играх (но не на компьютере!), в чтении книг (но не из школьной программы!) или гуляя.

    Родители обычно скептически относятся к рекомендациям снизить нагрузки школьника, у которого часто болит голова, упорядочить его режим. Выход кажется уж слишком простым. Однако врачи знают: 7-10 дней такой жизни, когда учеба не вызывает хронического утомления – и у ребенка совсем другое состояние, другой внешний вид и другое отношение к учебе! Эффект от прогулки перед сном равен эффекту от приема двух таблеток, улучшающих обмен в головном мозге.


    Учимся расслабляться

    Если головные боли сохраняются, пусть и возникают реже, надо делать следующий шаг – приступать к лечению.

    В мировой практике принято с эпизодической головной болью напряжения бороться немедикаментозными способами. К ним относятся занятия с психологом (он поможет ребенку снять эмоциональный стресс), а также метод биологической обратной связи. Мы ощущаем боль, но не связываем ее с напряжением мышц головы, и так как это напряжение неосознанное, не знаем, как расслабиться. Однако, когда мышца напряжена, она вырабатывает электрические импульсы, которые можно “поймать”. Если укрепить на голове больного датчик, он передаст электрические импульсы от напряженных мышц к прибору, который преобразует их в звук или в картинку на экране монитора. Теперь по громкости звука или по тому, как быстро порхают бабочки на экране (в программах для детей используются игровые образы), можно понять, насколько сильно напряжены мышцы и болит голова. Осознавая свое напряжение, ребенок под руководством врача учится расслабляться как мышечно, так и эмоционально.

    И только когда использованы все немедикаментозные методы, врач может назначить препараты, повышающие умственную и физическую работоспособность организма, его устойчивость к стрессам.


    Прямая зависимость

    Чем больше у ребенка неврологических проблем – у мамы были сложная беременность, тяжелые роды или он появился на свет в результате кесарева сечения, испытал при рождении гипоксию – тем ниже у него порог утомляемости, тем меньше должна быть учебная и психоэмоциональная нагрузка.


    Тревожный симптом

    Головная боль может быть симптомом серьезного заболевания. Срочно обратитесь к врачу, если:

  • Ребенок от боли запрокидывает голову.
  • Резкая головная боль возникла на фоне заболевания.
  • Боль уменьшается при изменении положения головы.
  • Голова болит утром и сопровождается рвотой.
  • На фоне головной боли ребенок ощущает головокружение, у него нарушены координация движений, зрение или слух, он апатичен или, наоборот, сильно возбужден.
  • Голова заболела впервые в жизни.
  • Головная боль возникает при физической нагрузке.
  • Ваш ребенок говорит, что ТАК голова у него еще никогда не болела.

    Смотрите также:

    • Умственная отсталость – не приговор! →
    • О чем мечтает сердце подростка →
    • Не шалость, а хорея →
  • Также вам может быть интересно

    Источник