Цигун стояние столбом болит голова

Планировал сегодня продолжить рассказ про меч-дао, но несколько читателей, словно сговорившись, обратились ко мне с рассказам о своих проблемах при практике столбового стояния. Уже не раз разбирали здесь эту практику, но снова и снова задают вопросы. Удивительного в этом ничего нет: эта практика из среды занимающихся ушу и цигун давно уже перетащена в разные системы ЗОЖ и нью-эйдж. И так же неудивительно. что от этого упражнения занимающиеся не устраняют свои проблемы, приобретая какое-то невиданное и феерическое здоровье, а подчас совсем даже и наоборот! Вот читатели и жалуются на боли в спине и суставах, судороги в ногах, и что они не чувствуют себя комфортно во время занятий. Попробуем немного разобраться с этими проблемами.

Когда мы говорим о китайских методиках, всегда надо помнить – это палка о двух конца. Вернее, все явления китайской культуры содержат в себе как Инь, так и Ян. И не соблюдая баланса меж ними, так называемой золотой середины, можно заработать различные проблемы. Вместо обещанного здоровья. Эти побочные явления так и называют в настоящее время – отклонения или заболевания цигун (气功病 qìgōng bìng). О них мы поговорим отдельно, но сейчас вернемся к теме столбовой практикичжаньчжуан (站桩 zhànzhuāng).

Несмотря на кажущую внешнюю одинаковость, существует множество различных школ с разной внешней формой и отличающимся внутренним наполнением. Даже в изданиях тридцатых годов Центрального Института Гошу в Нанкине, столбы разделяли на медицинский и боевой, который в свою очередь выделяя три направления: эмейское, уданское и шаолиньское.

И хотя данная практика и называется стояние столбом, есть подразделение на лежачий, сидячий и стоячий варианты. А ещё – в движении. И есть вариант, когда вы делаете мысленно, где внешняя форма не важна. Однако сохраняются ключевые (обязательные к соблюдению) требования этой системы.

Как видим, вариантов – множество, поэтому требования, правила и запреты – тоже могут отличаться. Какие бывают правила и требования? Например, есть в ряде систем есть принцип басюй (八虚), который означает, что восемь частей человеческого тела должны быть расслаблены.

Эти части выделены кружочками на картинке (локти, подмышки, колени и так далее).

Упрощенно говоря, суставы – это наиболее слабые места человеческого тела, и именно там нужно больше всего расслабляться. И смысл басюй – расслабление самых больших суставов, через которые проходит ци тела. Эти восемь мест имеют жизненно важное значение: они являются местом, где проблемам легче всего остаться, где наиболее вероятно блокирование ци и крови.

Разнообразие вариантов и обилие форм только усложняет ситуацию с практикой столбового стояния, ибо вариантов столько, что не потеряться среди них – непросто!

И это тоже столбовое стояние!

Очень известная фотография чжуангун

Такое изобилие вариантов обычно приводит отечественных любителей к пренебрежению к деталям в требованиях. Но как известно: диавол кроется в мелочах…

Чем чревато столь популярное увлечение многообразием столбов, позаимствованных из разнородных систем? А всё теми же проблемами, о которых мы говорили ранее.

Классический пример отклонения при занятиях чжаньчжуан:

Неправильное положение колен приводит к боли в спине.

Как же трактует это традиционная китайская медицина, ибо с первого взгляда кажется, что тут нет связи: где колени, а где спина…

Если кратко и упрощенно, то дело в следующем.

В подколенной впадине находится акупунктурная точка вэйчжун ( 委中穴wěi zhōng, точка ножного канала мочевого пузыря V40). О связи поясницы и спины с этой точкой есть даже поговорка. Её смысл прост. Воздействуя на точку вэйчжун можно облегчить боли в спине и пояснице:

腰背委中求

Однако это правило работает и наоборот. И если в этой точке меридиан будет заблокирован по причине неправильного положения или недостаточной расслабленности колен, то это может вызвать боль в спине и даже головную боль.

P.S. Предупреждая логичный вопрос: ответ взят из довольно известной в соответствующих кругах книги “Наиболее распространенные отклонения при занятиях чжаньчжуангун”

UPD: данная тема вызвала множество комментариев и откликов, читатели также активно пишут в личку, а ведь данная практика в самом Китае – не самая популярная. Даже в десятку не попадает.

И данный текст – вторая часть, поэтому начало цикла читаем тут!

Однако у нас виден интерес у занимающихся и интересующихся, поэтому вот ещё ответы на другие поступившие вопросы (буду статьи с ответами добавлять постепенно):

Читайте также:  Постоянно болит голова виски и затылок

Продолжение следует…

Источник

Столбовая работа

«Стояние столбом» — одна из самых популярных и универсальных методик. Не требуется ни специального помещения, ни специального оборудования, заниматься можно в любом месте и в любое время. Тем не менее при всей внешней простоте эффективность «столбовой работы» очень и очень высока. Тренировкой «столба» взращивают и укрепляют здоровье, излечивают хронические заболевания, совершенствуют дух. Восточные боевые искусства без практики «столба» оказываются всего лишь способом драки, не слишком эффективным и без какой — либо наполненности энергией. Приобретенное специфическими, а уж тем более искусственными методами здоровье и состояние тела быстро рассеивается и возвращается к состоянию иногда худшему, чем до начала работы над собой. Да и невозможно совмещать различные системы самосовершенствования, как невозможно идти сразу по двум дорогам, пусть даже в одну и ту же сторону. А вот «стояние столбом» включается в любую систему и ни одной из них не принадлежит, как изначально естественное состояние тела, энергии и сознания. Оно совмещается с любыми системами цигун, ушу и йоги или, например, бодибилдинга и марафонского бега. Способно предотвратить и компенсировать неблагоприятные эффекты неправильного питания или приема препаратов, а также постепенно воспитать естественное, ненасильственное отношение к себе и окружающему миру.

Существует большое количество разновидностей поз в «стоянии столбом». Наиболее естественная из них — поза «охватывания дерева», еще называющаяся «позиция трех кругов». Руки округляются перед грудью, как бы охватывая дерево, и сами мы, несколько согнув ноги, уподобляемся дереву, глубоко пустившему корни в землю.

По степени сложности их можно поделить на три вида: «стояние столбом» в высокой, средней и нижней стойке. Высокая стойка предполагает незначительное сгибание ног в коленях, что не требует больших усилий, предназначена для пожилых людей, а также лиц со слабой конституцией. В средней стойке колени сгибаются под углом около 130°, обычно подходит тем, у кого достаточно хорошие физические данные. Низкая стойка требует сгибать колени под углом 90°, предназначена для полностью здоровых людей, стремящихся выйти за пределы обычных возможностей. Занятие в любой из этих позиций может занимать от минуты — двух поначалу до получаса или часа непрерывно по мере увеличения тренированности.

При «стоянии столбом» позу выстраивают в соответствии со следующими этапами:

  • Стопы расставляют на ширину плеч, с пятками немного шире носков и переносят вес на переднюю часть стопы. Колени слегка сгибают, плечи расслабить, руки свободно опускаются. Расслабленная и спокойная стоячая поза. Все тело сверху вниз последовательно расслабляем и начинаем сосредотачиваться.
  • Поднимаем руки по бокам тела и перед грудью поворачиваем центрами ладоней к себе, как бы охватывая большой шар.
  • Прямо поставив голову, представляем, как будто макушка подвешена тонкой, но очень прочной нитью к «центру неба», то есть направлена вертикально вверх. С практикой всё сильнее станет чувство «подвешивания» на этой нити, так что нагрузка на корпус и ноги вообще перестанет ощущаться.
  • На основе «подвешивания» головы за макушку добиваемся вертикального, без привычного «S»-образного изгиба, положения позвоночника. Но не силовым вытягиванием, а так, чтобы каждый сустав позвоночника был расслабленно раскрыт. На вдохе плечи слегка поднимаем, затем выдыхаем ртом и с выдохом позвоночник расслабляется и опускается вниз.
  • В треугольной зоне между сосками центр груди слегка вбираем внутрь, немного сводя руки, но не сдавливая внутренние органы. Всего лишь настолько, чтобы могло возникнуть ощущение «прохождения» воздуха на вдохе в живот.
  • Плечи надо расслабить, одновременно подмышки должны быть пустыми, как будто в них помещается по куриному яйцу и нам и выпустить их нельзя, и раздавить тоже.
  • Свешиваем локти, полностью их расслабляем и локти самостоятельно принимают естественное положение.
  • Расслабляем запястья, направляя друг к другу кончики пальцев обеих рук. В пальцах быстро появляется ощущение наполненности и покалывания.
  • Расправляем пальцы. Расслабляем их, слегка согнув, и как будто удерживаем мягкий шарик внутри каждой ладони. Подождав, пока появится это ощущение, мысленно соединяем шарики обеих рук, а затем этот шар соединяем с ощущением дыхания в животе. Получается большой шар мягкой энергии, частью находящийся внутри, а частью снаружи тела.
  • Очень внимательно, чтобы создать проводимость между верхом и низом, мысленно расслабляем позвонки от поясничных до крестцовых, расправляя поясницу.
  • Тазобедренные суставы слегка вбираем в себя, можно практически незаметно вращая и покачивая тазом. Это позволит полностью расслабить ягодичные мышцы.
  • Основываясь на расправленности поясницы и «стекании» ягодиц «свешиваем» копчик, мысленно подвешивая к нему на нити гирьку, которая висит над линией, соединяющей точки концентрации веса в стопах.
  • Расслабляем колени, естественно их согнув (но колени должны оставаться над большими пальцами ног) и слегка повернув внутрь. Появится чувство «пропускания», «потока» через колени. (Расслабление ягодиц, свешивание копчика и сгибание колен — всё вместе называют «регулирование паха». Пах должен быть округлым, подобранным).
  • Подошва плоско опускается на землю, пальцы ног расслабляются, мысленно соединяем «проходами» плечи, ягодицы, щиколотки, и в точках «бьющий родник» появляется ощущение вибрации и погружения в землю, как корни дерева.
  • Прикрываем глаза, не закрывая их совсем, как бы собирая распространенный взгляд близко к себе и внутрь себя и наблюдаем единое ощущением всего тела, дыхания и сознания в животе, «дантянь», создав совершенный круглый шар энергии.
  • Когда закончится время, выделенное на занятие, для завершения упражнения следует медленно выпрямить ноги. Одновременно с этим на вдохе поднимаем руки ладонями кверху. Когда кисти достигнут уровня шеи, нужно перевернуть их ладонями книзу и на выдохе опустить руки (как бы надавливая ладонями) до уровня живота.
  • После завершения для усиления эффекта не торопясь разотрите ладони, можно также выполнить легкий массаж головы или всего тела, как бы втирая в тело дополнительную энергию.
Читайте также:  Болит голова в области лба мрт

Одновременно с ростом тренированности самопроизвольно изменяется способ дыхания в стоянии столбом. Вначале используется только естественное, то есть привычное дыхание, ничем не отличающееся от повседневного. На этом уровне не следует сосредотачиваться на дыхании, чтобы не порождать излишнего напряжения.

Уместнее с самого начала при выполнении «стояния столбом» практиковаться в достижении расслабления, которому уделяется большое внимание в различных видах физической подготовки. Долговременное или чрезмерное психическое напряжение приводит к многочисленным заболеваниям, поэтому умение расслабляться является эффективным способом поддержания организма в хорошем функциональном состоянии, способствует восстановлению подорванного здоровья. Начинающие цигунисты обычно быстро устают. Причины этого лежат в неумении принимать свободную, раскрепощенную позу, а также в психическом и мышечном напряжении, сопровождающем занятия. Для повышения эффективности занятий необходимо на всем их протяжении от начала до конца выполнять требование расслабления, которое включает психическое расслабление, мышечное расслабление, расслабление внутренних органов и дыхания.

Психическое расслабление предполагает выполнение упражнения в состоянии полного покоя. Для этого перед началом занятий необходимо избегать напряжения, возбуждения, отрицательных эмоций. Hет ничего страшного в том, что на первых порах из-за усталости и неуверенности в своих силах даже минута «стояния столбом» может показаться вам вечностью, мысли начнут мешаться, возникнет ощущение дискомфорта. Здесь о расслаблении психики говорить не приходится, но, постояв так некоторое время, вы почувствуете, как ваше состояние стабилизируется. Постепенно можно добиться того, что даже сорокаминутное «стояние столбом» не покажется долгим, мысли будут сосредоточенны, эмоции уравновешенны. Такое состояние свидетельствует о достижении психического расслабления.

Мышечное расслабление непосредственно зависит от эмоционального состояния человека. Эмоциональная уравновешенность способствует снижению мышечного напряжения, а следовательно, и полноценному отдыху, быстрому восстановлению физических сил. При малейшем же возбуждении психики происходит быстрое нарастание мышечного напряжения. И наоборот, сознательное расслабление мышц само по себе является оздоравливающим фактором. Поэтому одним из важнейших требований при выполнении «стояния столбом» является максимально возможное снятие мышечного напряжения. Полноценное мышечное расслабление характеризуется ощущением тепла в конечностях, распространением ощущения тепла по всему телу, легким подергиванием мышц, чувством комфорта. Расслабление внутренних органов представляет собой еще более глубокую степень расслабления. Для расслабления желудка и кишечника перед занятием не следует плотно есть; для расслабления легких следует меньше курить, а лучше вообще отказаться от сигарет. Последнее особенно актуально для тех, кто страдает хроническим бронхитом и заболеваниями легких. Страдающим заболеваниями желудочно-кишечного тракта, гипертоникам и сердечникам необходимо отказаться от употребления спиртного. Только соблюдение этих требований позволит добиться полноценного расслабления внутренних органов.

Расслабление дыхания достигается на основе сохранения естественного дыхания. Попытки установить так называемое «обратное дыхание» или намеренное его замедление не только не будут способствовать его расслаблению, но и, наоборот, могут вызвать его учащение и стеснение в груди. Только естественное свободное дыхание позволяет телу полностью расслабиться, обеспечивает свободную циркуляцию ци и проходимость энергетических каналов и, в конечном итоге, само собой переходит в вид дыхания, характеризующийся как «медленное, тонкое, глубокое, продолжительное, устойчивое».

Читайте также:  Болит правая сторона шеи голова и кожа

Дополнительные рекомендации:

1. От начала и до конца упражнения сохранять расслабленность. Hа лице должна быть слабая улыбка. Во время «стояния» не следует отслеживать возникающие ощущения.

2. Начинающим и тяжелобольным рекомендуется на первом этапе занятий применять естественное дыхание, сосредоточение на чем-нибудь легком и приятном и стояние в высокой стойке.

3. В течение всего времени выполнения упражнения необходимо сохранять выбранную позу. Произвольные движения не допускаются.

4. Если во время «стояния» вы почувствуете жар, тепло, онемение в каких-то местах тела, мышечные подергивания, дрожание пальцев или ног, то не стоит волноваться: это — обычное явление на занятиях цигун. Вы просто не должны обращать на это внимание.

5. Из-за неравномерного распределения ци в организме может возникнуть ощущение холода в одном плече и жара — в другом или даже в половине тела — холод, в половине — жар. По мере занятий это проходит. Hо в случае, если холод будет чувствоваться во всем теле, следует немедленно остановить занятие, согреть руки и лицо в теплой или горячей воде. Занятие продолжить на следующий день.

6. Hе следует при сильном ветре заниматься на открытом воздухе. При слабом ветре — можно; стоять нужно спиной к ветру. При занятиях в помещении необходимо следить за тем, чтобы воздух был свежим.

7. Hе следует заниматься при сильном голоде, в течение 30 минут после еды, в состоянии сильного утомления (в последнем случае лучше заниматься сидя или лежа).

8. Появление пота, тепла во время «стояния» является хорошим признаком. Hо надо быть осторожным, чтобы не простудиться: нельзя сразу после занятия пить холодную воду, умываться холодной водой.

9. Строго соблюдать требования по завершении занятия.

Овладение методикой не требует большого труда — основная сложность в поддержании постоянства, регулярности и настойчивости. Важно правильно пройти самый первый этап занятий, первые дни и недели. У некоторых проявления могут быть слабые, незаметные — им не надо разочаровываться, а следует настойчиво продолжать. У других реакции могут быть сильными — им не надо пугаться. Важно верить в успех, открыться, но в то же время ни в коем случае не следует ожидать результата, настраиваться на какой-то результат, стараться изо всех сил приблизить его. Чем больше будет такого желания, нетерпения, тем больше вы будете отдалять ваш успех. Будьте терпеливы и спокойно настойчивы, и все придет в нужное время. Во время «стояния» в теле могут возникать разные ощущения — не фиксируйте на них внимание, не изучайте и не анализируйте их. Достаточно наблюдать за ними «легким» взглядом. Конечно, поначалу в голову будут приходить посторонние мысли, внимание рассеиваться — не раздражайтесь из-за этого, не боритесь с пришедшими мыслями, не пытайтесь прогнать их как можно быстрей, как врагов, мешающих вашей тренировке. После того как вы осознаете, что отвлеклись, остановите на некоторое время ваш «взгляд» на той мысли, которая сейчас в вашей голове, спокойно посмотрите на нее, а потом «скажите»: «Сейчас я ПРЕДПОЧИТАЮ другое» — и плавно переведите внимание на объект вашего сосредоточения (зона тела, точка, музыка, определенная тема, пейзаж). И так следует поступать каждый раз, когда в фокусе вашего. внимания будет появляться посторонняя мысль. Иногда сосредоточение будет затруднено — не надо стараться достичь его через усилия, это приведет к возникновению напряжения, которое позже может проявиться в виде головной боли и какого-либо другого «отклонения». Довольствуйтесь теми результатами, которые достигнуты сегодня, каждый раз они могут быть различными. Это нормально. Полагайтесь на естественность, вместо силы воли. Волю лучше употребить для того, чтобы добиться регулярности и систематичности в занятиях, изживать вредные привычки и поддерживать бодрое состояние духа. Прекращение «стояния» должно происходить плавно, медленно: нервная система, работавшая в медитативном режиме, не должна резко переходить на режим бодрствования — такой переход может оказать на нее стрессовое воздействие, и вместо спокойствия вы будете ощущать возбужденность, нервозность и дискомфорт. ПРАВИЛЬHЫЙ ВЫХОД — ВАЖHЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ.

Источник:
Reiki2001.euro.ru

Источник