Не болит голова у дятла рецензия

Не болит голова у дятла рецензия thumbnail
Шевченко Иван

Рецензия на
фильм Динары Асановой «Не болит голова у дятла»

Шевченко Иван
9 класс МБОУ «Родниковская школа-гимназия»
Симферопольского района
Республики Крым
Руководитель Бондарчук Анжелина Витальевна

Приступая к рецензированию советского художественного фильма, поставленного на киностудии «Ленфильм» в 1974 году режиссером Динарой Асановой, сразу хочу остановиться на названии. Мне кажется, это очень важно для понимания нравственных моментов картины. Общеизвестен тот факт, что дятлы действительно не страдают от головной боли, хотя долбят дерево с частотой двенадцать тысяч ударов в день. В 2006 году за объяснение причин, почему же голова у дятла не болит, два американских ученых: Иван Шваб и Филипп Мэю – даже получили престижную премию. Для нас же, обыкновенных зрителей, название интересно несколько в ином плане. Оно как будто содержит антитезу: не болит голова у дятла от частотности ударов, люди в большинстве своем воспринимают стук дятла по дереву как нечто закономерное в нашей жизни, привыкают и не обращают внимания, а вот преданность главного героя барабанам вызывает резкую критику и недовольство со стороны взрослых.
Этот контраст находит отражение и в сценарии фильма. Автор сценария Юрий Клепиков достаточно содержательно рассказывает о жизни обыкновенного паренька Севки Мухина из провинциального городка. На первый взгляд, ничего особенного: среднестатистический школьник со сложным характером, типичным для подросткового возраста, исступленно занимающийся игрой на барабанах, влюбленный в одноклассницу. Пожалуй, центральный образ в этом перечне – барабаны. Они-то и становятся в фильме камнем преткновения.
Режиссер-постановщик фильма Динара Асанова и сценарист Юрий Клепиков в тандеме смогли создать очень нравственную кинокартину. За внешне стандартным сюжетом внимательный зритель увидит или даже почувствует, как талантливые авторы заставляют его задуматься над сложными вопросами человеческой жизни. Я бы сказал, что творческая удача Д. Асановой и Ю. Клепикова заключается в силе эмоционального воздействия этого фильма на зрителя. Он побуждает к размышлению. И если посмотреть невнимательно, то можно не заметить главного. Что же главное?
Я уверен, что на фоне банальных подтем: первая любовь, сложности подросткового периода, трудности отношений со взрослыми – доминирующей является тема сильной личности, ее противостояние окружающим проблемам и мещанским взглядам обывателей.
Кажется, пришло время остановиться на главных героях и актерах, сыгравших так или иначе свои роли. Да простит меня женская часть зрительской аудитории, но героиня Елены Цыплаковой впечатления на меня не произвела. Девочка с броской красотой из хорошей семьи, воспитанная, интеллигентная, очень положительная. Вот, наверное, и все. Таких много. Нет в ней какой-то изюминки, заставляющей возвращаться к созданному образу Иры Федоровой. Может быть, слишком проста? Да, наверное! Это все, что могу сказать. Я читал и знаю, о том, что Е. Цыплакова стала известной актрисой и режиссером. Искренне восхищаюсь ее игрой в моих любимых фильмах: «Гардемарины, вперед!», «Д Артаньян и три мушкетера», «Мы из джаза», но в фильме «Не болит голова у дятла» дебютировавшая актриса меня не «зацепила».
А вот игра Саши Жезляева достойна восхищения и лестных отзывов. Что удалось юному актеру? Он виртуозно, несмотря на возраст, показал одинокого подростка, отстаивающего право быть самим собой. Вы, конечно, помните, что инциденты со взрослыми разворачиваются исключительно потому, что Муха не похож на старшего брата – известного баскетболиста. Брат – знаменитость, состоявшийся и оправдавший надежды семьи. И Севка – шалопай с непримечательной внешностью, влюбленный в девочку из своего класса. Резкий контраст между братьями. Отсюда постоянные напоминания Мухе о том, какой он неудачник и хулиган. И этот подросток, обладающий крепким внутренним стрежнем, силой воли, характером, пытается доказать окружающим, что он личность, яркая и незаурядная. Его увлечение музыкой настолько серьезное, что он слышит ее даже в шуме дождя и скрипе старых ворот. Весь мир сконцентрировался в злополучных барабанах, которые надоели взрослым (в отличие от дятла у них-то голова болит!!!). Севка спасает выброшенные в пруд инструменты, переносит на чердак дома. Целеустремленный и настойчивый, он создает на летних каникулах музыкальную группу.
Яркий герой, живой, интересный тем, что в нем многие зрители могут узнать себя. Как хороша финальная сцена фильма! Севка бежит за поездом, на котором в Мурманск уезжает дорогая для него девочка. Из лагеря он возвращается в город, чтобы провести ее. Не успевает, но ничто не может остановить подростка. И он пытается догнать девятый вагон уходящего поезда…Последний кадр замирает на экране, и становится так жалко, что Муха не увидел Иру. Но это первое мимолетное впечатление. Всмотритесь в лицо героя! Вы увидите решительность, настойчивость, упорство, которые обязательно помогут ему во взрослой жизни!
Кстати, у Мухи есть двойник в фильме! Помните маленького скрипача, которого мама по телефону убеждает, что ему надо заниматься, а не гулять с мальчишками на улице. Взрослые, конечно, лучше знают, что нужно детям. Но всегда ли они правы? Может быть, стоит иногда отступать от правил?
Динара Асанова хорошо поработала и над актерским составом фильма. Учительницу Татьяну Петровну, отца и бабушку Севки сыграли популярные в то время советские актеры: Екатерина Васильева, Николай Гринько, Татьяна Волкова. Это мастера кино. Поэтому, считаю, роли свои сыграли достойно и очень хорошо изложили позиции режиссера и сценариста. Отцу и бабушке некогда разбираться с Мухой, они очень хотят видеть его таким, как старший брат, не оставляя права быть оригинальным. К счастью, вмешивается учительница, которая обеспокоена такой ситуацией. И благодаря ей все налаживается.
Нельзя не сказать о музыке, потому что она имеет большую смысловую нагрузку. В этом фильме музыка разная. Отдельные фрагменты композиций Евгения Крылатова исполняет симфонический оркестр под руководством В. Чернушенко. Звучание всех инструментов симфонического оркестра, жизнеутверждающее, оптимистическое, меня всегда волнует. А в этой картине как будто убеждает в том, что правда на стороне главного героя. Резкие звуки барабанной дроби, когда Севка выбивает ритм, пронзительные звуки скрипящих ворот, душераздирающие звуки, вырывающиеся из-под смычка маленького скрипача – эти звуки как крик души подростков о понимании! Они как будто содержат безмолвную просьбу: дайте возможность быть таким, какой я есть! Любите и уважайте меня таким, какой я есть! Попытайтесь понять меня, люди!
Готовясь к просмотру фильма, прочитал такой интересный факт: кинокартина стала первой в СССР, при съемках которой использована технология дополнительной дозированной засветки кинопленки для управления цветом изображения. Но в этом мне еще предстоит разобраться. Хочу отметить, что иногда было трудно смотреть фильм из-за затемнений. Пленка, видимо, в отдельных местах сохранилась плохо. Мне кажется, что этот замечательный фильм надо сохранить для потомков и позаботиться о реставрации. Фильм «Не болит голова у дятла» очень выигрывает по сравнению со многими картинами, которые смотрят современные подростки. В нем нет спецэффектов и компьютерной графики, но в нем есть главное, без чего не может быть жизни на Земле, – нравственность, искренность и порядочность.
Советую посмотреть фильм! Даже если вы его уже видели, у вас появится прекрасная возможность подискутировать со мной по поводу рецензии.

Читайте также:  Киста на десне болит голова

Источник

К фильму

Все рецензии

  • Олег5 августа 2018

    7

    Живые отношения

    Весьма простая и наивная история общения мальчика с девочкой, которая передаёт советский дух и позволяет получить удовольствие от первой любви героев. Плюс огромный и поучительный – это поколение без интернета и социальных сетей. Искренние знакомства, другие ценности и взгляды на жизнь. Возможно, поэтому мелодрама сейчас очень интересна и необычна, ведь современное общество погрязло в машине прогресса и антисоциализации.

    Бунтарь, энтузиаст – мальчишка Муха (так, спокойно, Джефф Голдблюм, твоё творение никто не трогает), обычное прозвище от фамилии Мухин – живёт так, как ему хочется. Изначально зрителю дают понять, что он делает то, что ему вздумается. Пару эпизодов знакомства с семьёй, и нас переносят в школу. Ах, эти советские школы. Честно, стоит смотреть подобные фильмы только ради этих мест. Девочка Ирина, которая неравнодушна к Мухе. Вот и зарождение чувств.

    Картина напоминает многие моменты из жизни. Без всяких заумных подкатов, ребята просто общаются. Видно, что это любовь. Мелкие штрихи подмечаешь, поведение различное по отношению к другим одноклассникам. Ребята проводят вместе время. Что характерно для этого романа? Главный герой специально показан более резким и грубым (не потому что он мальчик), и на то есть свои причины.

    Друзья подслушивают, помогают. Учитель в курсе, что проходит общение. Тут картина представляет нам третьего члена коллектива – и это не любовный треугольник, как может показаться на первый взгляд. Мальчик Батон (тоже прозвище) принимает в общем задоре участие. Дружба, любовь, но сюжет надо развивать, поэтому после мелодрамы следует переход на драму. Зритель узнаёт, что нравится мальчику, что его пугает, какая правда обидна для него. Дело кроется в старшем брате, поэтому можно понять резкие перепады настроения Мухи.

    Приятные эпизоды романтиков сменяются конфликтной ситуацией в семье, замкнутости и ответной реакции в виде грубости. Тебе жаль, что так происходит, но ты понимаешь чувства мальчика. Ссоры и разногласия омрачают повествование, некоторые второстепенные линии сулят отличный философский посыл, но проблема вот она, перед глазами.

    Такими переменными темпами любовь сопровождает картину до финала, показывая цену потери и пустоты в сердце. Хоть и на печальной ноте, но картина заканчивается так, как должно быть. Красивая, чистая любовь, которая проходит через весь сюжет, показывая не картонные отношения, где всё хорошо, а настоящие, жизненные ситуации, где есть ссоры, прощения и внимание.
    Приятный фильм, который пробуждает много воспоминаний и дарит эмоциональный подъём.

Правила размещения рецензии

  • Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
  • Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
  • В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
  • При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
  • На ivi запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
  • В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
  • При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
  • В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
  • Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
  • В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
  • На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована

Источник

Первый полнометражный фильм Динары Асановой — «Не болит голова у дятла» (1974).

История о семикласснике Севке Мухине по кличке Муха, не блистающем успехами в школе, но страстно мечтающем стать ударником, целыми днями барабанящем по бог весть как и из какого мусора собранной ударной установке, вслушающегося в стук дятла и находящего музыку в скрипе железных ворот, влюблённого в соседку по парте красавицу Иру. Поэтичная, добрая, лиричная — и в то же время тревожная — картина.

Внешне даже банальная, избитая тема, как часто про это пишут — «о трудностях переходного возраста и первой любви». Однако в ней нет ни подделываемой под детскость наивности, ни умилённого взгляда взрослого — «ой, все мы такими были, всё пройдёт». Не пройдёт. Кажется, что проходит. Но чаще всего жизнь — это уход в сторону от того сущностного и важного, что начинало приоткрываться в детстве, когда ещё не было груза разочарований и цинизма, отупения от однообразной, где придётся, работы и столь же однообразных и скучных развлечений.

Читайте также:  Поворачиваю голову болит в пояснице

Взгляд авторов отстранён от мира взрослых, смотрит на него как бы боковым зрением, центр внимания которого сосредоточен на происходящем с подростками, через маленькие трагедии мальчишки говоря об этом мире больше, чем иные прямые и конкретные формулировки.

Такие трагедии проходят чередой через весь фильм — это и неприятие взрослыми увлечения мальчика, видящих в нём беспутную блажь и всего лишь раздражающий и всем мешающий шум, и сравнения со старшим братом — успешным спортсменом, правильным и образцовым молодым человеком, и бессилие перед безличной властью билетёрши в кинотеатре, запросто пропустившей выглядящую старше подругу, но запершая дверь перед носом Мухи, и вполне личной и неодолимой силой соседа, ломающего барабаны, и как апогей этой неодолимости — финал фильма, разлучающий Севу и Иру.

Зримое, воплощённое зло являет сосед «Стакан Стаканыч», этакий косный мещанин и гонитель юного дарования. Вроде бы фигура вполне понятная, даже заштампованная. Видимо, в своё время зрители однозначно считали этот образ и разделились на два лагеря — «нонконформистов», противников «гонителя», и ему сочувствующих. Булат Окуджава в своё время так написал (или сказал) о фильме:

Какой точный рисунок, какие достоверные детали! А персонажи! А сила чувства!.. Помню восторженные отзывы, и вдруг резкое неприятие из уст одного раздраженного человека: «Да я бы тоже морду набил этому парнишке с его барабанами. Жить нельзя…» Меня огорчил этот отзыв, но тогда я не подумал о явлении, о гибнущем поколении совсем юных, гибнущем, в общем, по нашей вине. Тогда это воспринималось как частное событие; я еще не успел сформулировать болезни общества, мне был симпатичен мальчик, отвратителен его гонитель и не менее отвратителен хулитель фильма, весьма просвещенный человек. Все это не воспринималось как обобщение, как предостережение — просто кинофакт, но, конечно, талантливый, яркий, незаурядный […] (Окуджава Булат. Составителю сборника // Динара Асанова: у меня нет времени говорить неправду. Составитель сборника Ф. ГУКАСЯН. Искусство, Ленинградское отделение, 1989. С. 377)

Простые схемы, простые оппозиции. Прямо видится за этим перестроечные препирания о «демократах» и «консерваторах», вылившиеся позже в либеральный зуд. Надо полагать, что Стакан Стаканыч — это персонификация «репрессивного государства», а Муха — стонущий под «тоталитарным прессом» интеллигент. Как всё у них просто было, а главное — желание за каждым вздохом каждого автора углядеть высказывание в определённом идеологическом ключе. Чего-то никто не задумался: а как быть и Мухе, и этому «Стаканычу», один из которых не может не играть, а другой — не может спать? И обоим одинаково необходимо.

Впрочем, Булат Шалвович был в чём-то прав — весь фильм пронизывает отчуждение и тревожное настроение, может быть незаметное явно, но чувствующееся неким внутренним напряжением, наводящее на желание более широкого обобщения. Но оно воплотилось отнюдь и далеко не только в фигуре соседа. В сценах с ним, может быть, даже менее, чем в других эпизодах — слишком уж карикатурен, нелеп этот сосед.

У нас уже лет так сорок каждое следующее поколение — «потерянное». Уже засеребрились сединой виски ровесников тех ребят из фильма, у них выросли свои дети, а у кого-то уже есть и внуки, прошелестели застойные семидесятые, отбушевали перестроечные восьмидесятые, мертвечиной худших перемен прокатились девяностые, вот кончаются бессмысленные своим бескомпромиссным абсурдом нулевые — а молодые всё так же «потеряны», о чём мусолятся бесконечные, впрочем, уже и неинтересные своей затасканностью разговоры, и мы раз за разом начинаем с нуля.

Но авторский взгляд — это и не повествование от лица подростка, это взгляд зрелого и сопереживающего человека. Не высокомерно воздающего по делам и прикладывающего мерку, а старающегося понять.

Может быть одно из самых значимых достижений Асановой — такой подход к работе с детьми, когда они становятся соавторами картины. Сама она так рассказывала в интервью о съёмках:

— Это ваш первый полнометражный фильм. […] Расскажите, пожалуйста, как вам удалось «сыграть» между собой таких разных ребят? Заставить их быть предельно естественными перед камерой?

— В том-то и дело, что мы старались поменьше их «заставлять». Заставлять заучивать роли, например. Сценарий был прочитан детям всего один раз. […]

— Исполнителей главных ролей — Лену Цыплакову, Сашу Жезляева и Сашу Богданова […] мы и в жизни стремились сдружить между собой. Ведь по сценарию они знали друг друга «тыщу лет». Пока готовились к съемкам, очень много гуляли по Ленинграду с Леной и двумя Сашами. Мы говорили о жизни вообще и о том, как бы нам по правде сделать наш фильм. [….]

Ребята наши оказались очень чуткими, нетерпимыми к любой фальши. Работали перед камерой наравне со взрослыми […]. Но самую большую высоту, безусловно, взял Саша Жезляев.

Мы отдавали себе отчет в том, что идем на риск, утверждая его на главную роль. Ведь сразу выяснилось, что у него полное отсутствие слуха. Но он оказался упрямым в достижении цели. Постоянно делал упражнения для рук, с палочками барабанными не расставался. И — победил! Все импровизации на ударной установке исполняет в фильме он сам. […] Но что еще более важно: он впервые открыл для себя, что и его может волновать и будоражить настоящая музыка. Все ребята за время съемок стали взрослее, мудрее, засветились изнутри тем особенным светом, который оставило в них соприкосновение с искусством. […]

(Корконосенко Н. Ленинские искры. 1975. 24 сент. // Динара Асанова: у меня нет времени говорить неправду. Составитель сборника Ф. ГУКАСЯН. Искусство, Ленинградское отделение, 1989. С. 98—100)

В том же интервью она говорила и о содержании фильма:

— После третьего дубля с поездом,— рассказывает мне режиссер фильма Динара Асанова,— Саша Жезляев, играющий Муху, сказал: «Я теперь понял, почему Севка плачет в конце. Не потому, что она уезжает. От собственного бессилия…»

Да, они многое постигали перед камерой, актеры-семиклассники, и несли зрителям свое потрясение. Наверное, потому невозможно смотреть на маленькие трагедии Мухи снисходительно взрослым взглядом: «Возрастное — это пройдет…»

Нет, не пройдет. Чувство собственного достоинства — оно или есть в человеке, или его нет совсем. Оно — как охранная грамота, не позволяющая ему стать пажом красивой девчонки, состоять «при ней».

Не пройдет и одержимость музыкой. Не взял Сева ростом — зато у кого еще такие гибкие руки и такой тонкий музыкальный слух? […]

— Нам было очень важно показать,— продолжает нашу беседу режиссер,— как из четырнадцатилетнего мальчика выкристаллизовывается личность. Как стремительно взрослеют рядом друг с другом Ира и Севка. Он — потому, что страдает, она — от столкновения с Севкиной неординарностью, бескомпромиссностью. […] Наша Ира Федорова пока не понимает, как ей повезло на детство, в котором был такой вот неуемный Муха. А Севка — эта самая что ни на есть нефальшивая нота на всю жизнь. Помните песенку: «Кораблик детства возвратится»? В самые критические минуты взрослой жизни будут вставать в памяти Иры требовательные и преданные Севкины глаза».

На съемках фильма «Не болит голова у дятла»

Читайте также:  Больно поворачивать голову болит затылок головы

В сборнике, в состав которого вошло интервью, были и такие слова, принадлежащие Асановой:

Как и у первого моего фильма, у этого тоже необычное название: «Не болит голова у дятла». По этому поводу хочу заметить: ученые утверждают, что у дятлов бывает сотрясение мозга. От безуспешного ли постукивания или ненужного напряжения, этого никто еще не доказал… […] Не знаю, как дело обстоит с дятлами, но у нас еще до сегодняшнего дня головная боль из-за этого фильма. Он давно уже существует помимо нас, но мы все еще поглощены им. Фильм этот — попытка исследовать внутренний мир подростка. В пятнадцать лет он сопоставляет себя с окружающим его миром, пытается разобраться в своей индивидуальности, наталкивается на трудности при попытке переделать себя. Детям этого возраста — хотя детьми их, пожалуй, уже не назовешь — присуще острое желание обратить на себя внимание взрослых, дать им понять, что вот мы рядом, мы живы, у нас свои желания… Подростку часто кажется, что к нему проявляют слишком мало интереса. Поэтому поведение нашего героя нередко агрессивно, так он пытается утвердить себя.

В этом возрасте подросток обязательно хочет быть и любимым, и признанным. Его состояние определяется тем, что он уже не ребенок, но далеко еще не взрослый: с одной стороны, требования к нему предъявляются как к взрослому, с другой стороны, его наказывают, как маленького ребенка.

Эту драматическую неопределенность своего состояния подросток чувствует очень остро. Он не хочет понять, что в этой двойственности заложен плодотворный источник его духовного становления.

Фильм этот о подростках, но совсем не исключительно для подростков, он обращен и к взрослым. В этом вопросе самым важным для нас было найти интонацию, лишенную риторики и нравоучений, найти такой материал, с которым подросток мог бы себя отождествить. Историю, которая могла бы по-настоящему заинтересовать его. И найти такого героя, в котором каждый узнал бы себя.

Поэтому фильм пронизан лирической, романтической музыкой и спортом. Поэтому и сюжет его — история любви, и герой его — заурядный подросток, обещающий вырасти в необыкновенного человека. Это не означает, что он станет каким-то крупным музыкантом. Просто речь идет о талантливой личности.

Почти все — и критики, и зрители — ставили один и тот же вопрос: как вы работали с детьми? Ведь получается впечатление, что кинокамеры для них не существует, они ведут себя так же непринужденно, как в жизни.

Наши исполнители […] поняли всю серьезность этой темы, почувствовали, что им доверяют, что их любят и хотят им помочь. Поняли они также, что их замечают, уделяют им внимание. Самая важная задача — оставаться самими собой — одновременно и самая трудная. Сценарий читался детям только один раз. Сами они его не читали, только слушали. Когда затем начались съемки, ребята сами должны были подавать реплики. Наша задача заключалась лишь в том, чтобы при повторных съемках подводить детей к диалогам, указанным в сценарии. Были, конечно, отклонения от текста. Но какую это им доставляло радость, когда мы говорили: «Да, так хорошо, так правильно!» И они старались быстро все усвоить, чтобы скорей закончить съемки. Они считали, что они сами авторы сюжета.

Больше, чем сам режиссёр, сказать трудно. Тем более когда сказано столь определённо и ясно. Нам остаётся только пересматривать фильм, наслаждаться работой авторов и — думать, думать, чувствствовать и пытаться понять, в чём же всё-таки заключается магия световых пятен на белом полотне, когда вроде бы известны и рецепты, и обстоятельства, а приёмы по косточкам разобраны в учебниках и преподаются в соответствующих учебных заведениях.

Эта статья была опубликована на Редаре 21 октября 2009 г. и размещается в рамках моего мемориального мини-проекта.

О других фильмах Динары Асановой:

Ключ без права передачи (1976)

Никудышная (1980)

Источник