У девочки болит спина на гимнастике

У девочки болит спина на гимнастике thumbnail

Проведено неврологическое и нейроортопедическое обследование 164 учащихся с предварительным диагнозом: боль в спине на фоне гипермобильности суставов. Гипермобильность в области позвоночника приводила к формированию функционального болевого синдрома с определенной анамнестической и объективной клинической картиной. При проведении иммуноферментного анализа на металлопротеиназу 9 установлено ее повышение, свидетельствующее о выраженности недифференцированной дисплазии соединительной ткани.

The causes of back pain in adolescents engaged in ballet and art gymnastics

Neurological and neuroorthopedic survey of 164 students with a preliminary diagnosis of pain in the back on the background of hypermobility joints was held. Hypermobility in the area of the spine led to the formation of functional pain syndrome with a certain anamnestics and objective clinical picture. In carrying out immunoassay for metalloproteinase 9 found it increased, indicating the severity of undifferentiated connective tissue dysplasia.

Распространенность боли в спине как наиболее частая неинфекционная патология человека составляет 30-40% в общей популяции. Выделяют острые и хронические болевые синдромы в спине. Острая боль является нормальной реакцией на повреждение тканей и обычно проходит по мере их заживления. Постоянное же раздражение ноцицепторов в области имеющегося повреждения тканей приводит к формированию хронической боли. Она постепенно утрачивает присущую физиологической боли защитную функцию, сигнальное значение и активирующее воздействие на механизмы устранения альгогенного фактора [4, 13, 14].

Хроническая боль в спине является на сегодняшний день актуальной проблемой не только среди взрослого населения, но и среди детей и подростков [10]. Хроническая боль — это болевой синдром, который в течение определенного периода времени приносит дискомфорт пациенту. Длительность этого интервала времени является величиной условной, что не позволяет точно обозначить тот момент, когда боль острая переходит в боль хроническую. Международная ассоциация по изучению боли определяет хроническую боль, как продолжающуюся сверх нормального периода заживления и длится более 3 месяцев. По критериям DSM-IV, хроническая боль длится не менее 6 месяцев.

Данные о частоте болей в спине у детей и подростков варьируют в очень широком диапазоне: от 20-30 до 83% [10]. Дифференциальная диагностика болей в спине у детей начинается с топической диагностики источника болевой импульсации. Основные причины боли в спине у детей связаны с дискоординированным положением тела, чрезмерными психогенными нагрузками, травмами, в том числе спортивными, остеохондропатиями и межпозвоночными грыжами, спондилолистезом и диспластической спондилопатией, ювенильным спондилоартритом.

В связи с активным развитием и пропагандой профессионального и любительского спорта в последние годы, актуальным является выявление среди спортсменов детей и подростков с хронической болью в спине. Следует отметить, что, по данным Н.С. Павленко (2008), боли в спине, возникающие в детстве или у подростков в возрасте от 13 до 17 лет, отмечены у 26% и наиболее характерны для тех, кто занимался спортом или другой физической активностью [11]. Уже давно замечено, что среди гимнастов, а также других спортсменов дети с дисплазией соединительной ткани составляют почти половину [8].

Наибольший интерес для исследования представляет недифференцированная дисплазия соединительной ткани. Эта патология диагностируется тогда, когда у пациента набор фенотипических признаков не укладывается ни в одно из дифференцированных заболеваний. Такая патология широко распространена и составляет от 20 до 85% в популяции [2]. Общие подходы к диагностике дисплазии соединительной ткани должны быть основаны на комплексном анализе результатов клинических, генеалогических, лабораторно-инструментальных и молекулярно-генетических исследований [8].

В России с целью диагностики нарушения метаболизма соединительной ткани на биохимическом уровне, прогнозирования течения заболевания, оценки эффективности реабилитационной терапии у детей во многих лабораториях определяют экскрецию оксипролина и гликозаминогликанов в моче [9]. Однако данный метод несовершенен в связи с возможными нарушениями в методике сбора материала и его обработки.

Одним из перспективных методов, позволяющих определить нарушение обмена соединительной ткани, является иммуноферментный анализ крови. Метод проводится с целью обнаружения активности матриксных металлопротеиназ, указывающих на изменение метаболизма соединительной ткани. Избыток коллагеновых волокон или слишком малая активность матриксных металлопротеиназ приводит к увеличению плотности волокон и к формированию менее гибкой ткани. Наоборот, чрезмерная активность матриксных металлопротеиназ является причиной неуправляемой фрагментации коллагена, что делает ткань более аморфной [10].

Таким образом, целью настоящего исследования явилось определение клинических особенностей и биохимических параметров недифференцированной дисплазии соединительной ткани у детей и подростков с болью в спине, занимающихся балетом и художественной гимнастикой, в аспекте ранней диагностики, профилактики и лечения вертеброгенной патологии у данных пациентов.

Материал и методы. Обследованы 164 учащихся (37 мальчиков и 127 девочек) из хореографического училища и школы олимпийского резерва в возрасте от 10 до 21 года (средний возраст 14,35±2,09 года) с диагнозом: М35.7 «Гипермобильный синдром разболтанности, излишней подвижности. Семейная слабость связок» и М 54 «Дорсалгия». Кроме того, обследовано 24 здоровых подростков от 10 до 17 лет (средний возраст 13,75±1,83 года), отнесенных в контрольную группу. Обследование пациентов включало изучение амбулаторных карт и анамнестических данных, оценку неврологического и нейроортопедического статуса, данных рентгенологического обследования, иммуноферментный анализ. Для оценки интенсивности боли пациенту предлагалось сделать отметку на визуальной аналоговой шкале в соответствии с баллами от 0 до 10, а при необходимости, для облегчения передачи своих ощущений, исследуемый использовал шкалу цветоделения. Рентгенологическое обследование включало стандартные рентгенограммы шейного, грудного и пояснично-крестцового отделов позвоночника в прямой и боковой проекциях. По показаниям проводилось рентгеновское обследование с функциональными нагрузками в боковой проекции (в положении максимального сгибания и разгибания). Биохимическое обследование включало определение концентрации металлопротеиназы 9 путем иммуноферментного анализа.

Читайте также:  Болит внизу спины слева у мужчин

Всем пациентам, имеющим гипермобильность суставов, проведена оценка по девятибалльной шкале гипермобильности Бейтона (Beighton P., 1998) [11] и пересмотренным диагностическим критериям синдрома гипермобильности суставов (Grahame R. et al., 2000) [12]; при сумме набранных баллов от 7 до 9 обследуемые были занесены в основную группу.

Результаты и обсуждения. Острая боль в спине диагностирована в 4% (8учащихся), хроническая боль — в 29% (48 учащихся). Боль составила по шкале 1 балл у 8% (13 учащихся), 2 балла — у 23% (37 учащихся) и 3 балла — у 2% (4 учащихся) Средний бал среди мальчиков составил 2±0,14, среди девочек 1,78±0,45.

Миофасцильные триггерные зоны выявлены преимущественно в средней ягодичной мышце у 36 обследованных, что составило 22%. В остальных мышцах миофасцильные триггерные зоны регистрировались в единичных случаях.

При нейроортопедическом обследовании выявлен высокий процент S-образной сколиотической деформации с двумя первичными дугами искривления — на уровне ThVIII-ThIX и LI-LII позвонков, которая установлена у 95% (156 учащийся), что обусловлено косым тазом у 87% (144 учащихся). Среди обследованных пациентов плоскостопие обнаружено у всех мальчиков (37 учащихся) и у 97% девочек (124 учащихся), halus valgus — у 14% (23 учащихся), причем наблюдался у 8% мальчиков (3 учащихся) и у 15% девочек (20 учащихся), что объясняется слабостью мышц на фоне недифференцированной дисплазии соединительной ткани. Функциональные блоки в шейном отделе позвоночника регистрировались в 3% (5 учащихся), в грудном отделе позвоночника — в 21% (35 учащихся), в поясничном отделе позвоночника — в 19% (31 учащийся), в крестцово-подвздошном суставе — в 45% ( 75 учащийся). Синдром гипермобильности был наиболее выражен в локтевых и коленных суставах.

Немаловажной, на наш взгляд, является и оценка соматического статуса обследованных: дефицит массы тела средней степени выявлен у 34% (57 учащихся); кроме того, миопия была установлена у 28% (47 человек). Со стороны сердечно-сосудистой системы изменения встречались у 9% (16 учащихся) в виде аномально-расположенной хорды левого желудочка, пролапса митрального клапана — у 14% (24 учащихся), функциональной кардиопатии — у 34% (56 учащихся). Наиболее часто выявлялась дискинезия желчевыводящих путей на фоне функциональных и анатомических нарушений желчного пузыря — 31% (51 учащийся).

При рентгенологическом исследовании у большинства подростков выявлены нестабильность в шейном и поясничном отделах, а также сглаженный шейный лордоз, грудной кифоз и поясничный лордоз.

При определении содержания металлопротеиназы 9 у 66 обследованных пациентов основной группы с гипермобильным синдромом разболтанности (средний возраст 13,71±1,67 лет) средние значения показателя составили 114,8±11,7 нг/мл. В контрольной группе здоровых подростков средние значения были достоверно ниже и составили 72,6±5,5 нг/мл (р<0,05).

Выводы. Дети и подростки, занимающиеся балетом и художественной гимнастикой, имеют высокую степень выраженности признаков недифференцированной дисплазии соединительной ткани, дефицита массы тела и миопии. Характерная для данной патологии гипермобильность суставов ведет к формированию функционального болевого синдрома с определенной анамнестической и объективной клинической картиной. Повышение активности металлопротеиназы 9 подтвердило наличие недифференцированной дисплазии соединительной ткани у основной группы с гипермобильностью суставов и отсутствие повышения у контрольной группы подростков. Необходимы более ранние профилактические мероприятия и лечение вертеброгенной патологии у данной группы пациентов. Это является необходимым условием для успешных занятий в спортивных школах и предупреждения возникновения боли в спине.

Ф.И.Девликамова, П.В.Мадякин

Казанская государственная медицинская академия

Мадякин Павел Владимирович — очный аспирант кафедры неврологии и мануальной терапии

Литература:

1. Есин Р.Г. Боль: принципы терапии, боль в мануальной медицине. Руководство для врачей / Р.Г. Есин. — Казань: Алма-Лит, 2007. — 161 с.

2. Хабиров Ф.А. Лечебные блокады при болевых миофасциальных и туннельных синдромах / Ф.А. Хабиро. — Казань: Медицина, 2009. — 262 с.

3. Хабиров Ф.А. Профилактика и лечение болей в спине. Руководство для врачей / Ф.А. Хабиров, Н.И. Галиуллина, Ю.Ф. Хабирова. — Казань: Медицина, 2010. — 206 с.

4. Никишина И.П. Дифференциальный диагноз болей в спине у детей / И.П. Никишина // Клиника здорового позвоночника. Режим доступа: https://www.spinabezboli.ru/

5. Павленко Н.С. Эпидемиология болевых синдромов у детей и подростков / Н.С. Павленко // Боль и ее лечение. Режим доступа: https:// www.painstudy.ru/

6. Лагода О.О. Новые подходы к диагностике функциональных и структурных нарушений опорно-двигательного аппарата у юных спортсменов / О.О. Лагода // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2001. — N 4. — C. 10-12.

7. Нечаева Г.И. Дисплазия соединительной ткан: терминология, диагностика, тактика ведения пациентов / Г.И. Нечаева, И.А. Викторова. — Омск: Типография БЛАНКОМ, 2007. — 188 с.

8. Земцовский Э.В. Диспластические фенотипы и диспластическое сердце: аналитический обзор / Э. В. Земцовский. — СПб: Ольга, 2007. — 80 с.

9. Кадурина Т.И. Дисплазия соединительной ткани. Руководство для врачей / Т.И. Кадурина, В.Н. Горбунова. — Санкт-Петербург: ЭЛБИ-СПб, 2009. — 704 с.

10. Громова О.А. Дисплазия соединительной ткани, клеточная биология и молекулярные механизмы воздействия магния / О.А. Громова, И.Ю. Торшин // Русский медицинский журнал, выпуск «Избранные лекции для семейных врачей». — 2008. — Т. 16, № 4. — С. 230-239.

11. Beighton P. Ehlers-Danlos syndromes: Revised nosology, Villefranche, 1997 / P. Beighton, A. De Paepe, B. Steinmann, P. Tsipouras, R.J. Wenstrup // American Journal of Medical Genetics. — 1998. — 77 (1). — P. 31-37.

12. Grahame R. The revised (Brighton, 1998) criteria for the diagnosis of benign joint hypermobility syndrome (BJHS) / R. Grahame, H.A. Bird, A. Child // Journal of Rheumatology. — 2000. — 27 (7). — P. 1777-1779.

Источник

Что делать, если у ребенка болит спина, и какие причины вызывают боль?

Боли в спине обычно в большей степени свойственны взрослым людям. Но игнорировать их появление у детей ни в коем случае нельзя. Если ребенок жалуется на боль в спине – для родителей это сигнал к действиям. Чем может быть вызвана боль и что с ней делать, мы расскажем в этой статье.

Читайте также:  Психологические причины болит спина

У девочки болит спина на гимнастике

Причины

У ребенка спина болит всегда по какой-то причине. Беспричинной боли в этой части тела не бывает. Все причины можно условно разделить на несколько групп. Спина может болеть из-за травмы, и это довольно распространенная ситуация. Боли могут выступать симптомом нарушений в состоянии позвоночника – сколиоза, кифоза, лордоза.

Следующая группа причин касается осложнений вирусных заболеваний. Нередко грипп, ОРВИ, некоторые другие инфекционные недуги вызывают ревматизм. Боли в спине могут быть связаны с заболеваниями, которые не имеют отношения к опорно-двигательной системе, например, к некоторым болезням почек, при которых болит низ спины.

Игнорировать жалобы малыша на боли в спине нельзя. Перечисленные группы причин могут представлять серьезную опасность для жизни и здоровья ребенка. Чем раньше будет обнаружена причина болевого синдрома, тем с большей вероятностью ребенку можно будет эффективно помочь.

У девочки болит спина на гимнастике

Давайте рассмотрим несколько самых распространенных причин болей. Эта информация предоставляется в качестве справочной, она не может использоваться для самодиагностики, установить точный диагноз может только врач.

Неправильное распределение нагрузки на спину

Это довольная частая причина, которая постепенно приводит к тому, что ребенок жалуется на ноющие боли в спине. Неравномерно распределяется нагрузка на мышцы спины у детей, которые носят неудобный ранец, слишком забивают его учебниками, а также у детей, которые учат уроки и занимаются на неправильно организованном рабочем месте – с недостаточным освещением, низким или чрезмерно высоким стулом или столом.

Неправильно распределяется вертикальная нагрузка при неправильной осанке, длительном пребывании в положении сидя. Поэтому дети, которые всем развлечениям на свете предпочитают компьютерные игры, значительно чаще других жалуются на боли в спине.

Болями страдают и дети, которые спят на мягком матрасе с большой подушкой. Во сне тело малыша «проваливается», физиологические изгибы позвоночного столба принимают неправильное положение.

Постоянное напряжение мышц спины приводит к нарушению кровообращения в них, что и проявляется болями. Ребенок может жаловаться на боль обычно во второй половине дня, боли могут наблюдаться в области лопаток, в области поясницы.

У девочки болит спина на гимнастике

У девочки болит спина на гимнастике

Исправить ситуацию достаточно просто. План действий при этом такой:

  • покажите ребенка детскому ортопеду, чтобы выяснить, не вызвало ли нарушение распределения нагрузки сколиоз и другие изменения позвоночника;
  • купите ребенку самый простой реклинатор – «восьмерку», чтобы он мог поддерживать осанку;
  • организуйте рабочее место правильно – продумайте освещение, высоту мебели;
  • смените рюкзак или сумку ребенку на ортопедический ранец или рюкзак с жесткими ортопедическими вкладками и следите за тем, чтобы рюкзак не был слишком тяжелым;
  • поменяйте матрас на кровати ребенка на жесткий ортопедический, большую подушку замените на маленькую и плотную либо приучите ребенка спать без подушки;
  • ограничивайте время, проведенное чадом за компьютером, запрещайте чтение в положении лежа.

У девочки болит спина на гимнастике

У девочки болит спина на гимнастике

Травмы

Дети часто падают, прыгают, бегают, а потому жалобы на боли в спине могут проявиться после прыжков на батуте, после падения с велосипеда или с качелей, даже после занятий физкультурой, если упражнения были связаны с прыжками или резкими поворотами тела.

Заподозрить травму у ребенка можно по характеру боли. Если в первом случае она ноющая и приглушенная, то при травмировании позвоночника она носит острый, сильный характер, часто сопровождается «прострелами». На позвоночнике при травмировании отдельного позвонка можно увидеть небольшую отечность, прикосновение к которой будет достаточно болезненным для сына или дочки. В некоторых случаях переломы позвонков протекают бессимптомно, и боль нарастает постепенно.

Читайте также:  Очень болит в левом боку и отдает в спину

Травмы позвоночника могут сопровождаться головной болью, тошнотой, потерей сознания, нарушением координации движений. Выжидать в этом случае нельзя. Если ребенок жалуется на боль в спине после физической активности, прыжков, посещения аттракционов, падения, следует действовать незамедлительно. План действий такой:

  • уложите ребенка на спину, максимально зафиксируйте его, обездвижьте;
  • вызовите «Скорую помощь» и дождитесь врачей;
  • при сильной боли можно дать ребенку обезболивающее, но не в таблетках, поскольку глотательный рефлекс может быть нарушенным; лучше сделать внутримышечный угол в верхнюю часть бедра спереди.

У девочки болит спина на гимнастике

У девочки болит спина на гимнастике

Для установления характера и степени травмы, если она есть, обязательно нужно обратиться к травматологу, хирургу или вертебрологу. «Скорая помощь» бережно доставит ребенка в стационар, где соответствующие специалисты найдут причину боли и начнут соответствующее лечение.

У девочки болит спина на гимнастике

Не обязательно, что у ребенка окажется именно перелом. Не исключены ушибы и растяжения, но меры первого реагирования у родителей должны быть именно такими, как описано выше, чтобы не навредить малышу в случае наличия перелома.

Воспалительные заболевания

Довольно часто мышечные боли в области спины проявляются в качестве последствия после перенесенной ангины или гриппа. Ревматические боли обычно наступают после острого периода заболевания, когда температура тела приходит в норму. Сам по себе ревматизм может сопровождаться новым витком повышения температуры.

Боли носят характер острых, болезненных. Отличить их от травмы довольно просто – перед появлением болевого синдрома не было физических нагрузок, падений и прыжков. Часто болит область лопаток, шейный отдел.

Нередко развивается миозит – воспаление мышц как следствие перенесенного заболевания или переохлаждения, например, после пребывания на сквозняке или долгого купания в холодном водоеме.

У девочки болит спина на гимнастике

Порядок действий должен быть таким:

  • ребенок должен находиться в покое;
  • обеспечьте ему сухое тепло;
  • вызовите педиатра;
  • начните применять местные средства – мази и гели, которые назначит доктор;
  • после того как острый период останется позади, можно заняться лечебной физкультурой, массажем и гимнастикой.

У девочки болит спина на гимнастике

Патологии опорно-двигательного аппарата

Жаловаться на боль в спине ребенок начинается в том случае, если у него полным ходом развивается сколиоз. Искривление позвоночника на начальной стадии может никак не проявляться, однако обязательно наступает момент, когда напряженные мышцы больше не могут безболезненно удерживать искривленные позвонки, стараясь скомпенсировать распределение нагрузки.

Чаще всего с таким болями сталкиваются дети раннего школьного возраста, а также подростки от 10 до 16 лет. Болевые приступы повторяются с завидной периодичностью. Она имеет различную интенсивность, то усиливается, то уменьшается. Особенно сильно спинка болит после долгой ходьбы, после занятий физкультурой или необходимости долго сидеть (на уроке, к примеру).

Среди других симптомов – повышенная утомляемость, головные боли, визуальное смещение лопаток относительно друг друга по высоте, разная высота плеч, сгорбленность и опущенные плечи.

У девочки болит спина на гимнастике

У девочки болит спина на гимнастике

Если не было гриппа, ангины, ребенок не падал и не ударялся спинкой, то следует в обязательно порядке рассмотреть вероятность развития у него сколиоза.

План действий для родителей выглядит так:

  • посетить с ребенком хирурга-ортопеда или травматолога. Если в больнице есть доктор-вертебролог, можно посетить и его;
  • сделать рентгеновские снимки спины, стоп (чтобы исключить также плоскостопие как причину боли в спине);
  • начать лечение согласно назначенному доктором режиму – носить корсет или корректор осанки, посещать кабинет ЛФК, физиотерапевтический кабинет, делать ребенку массаж;
  • для сна следует выбрать твердую поверхность – жесткие «щиты», которые можно купить в любом ортопедическом салоне;
  • следите за правильностью организации рабочего места, выберите правильный рюкзак с широкими лямками и ортопедической спинкой;
  • ограничивайте время просмотра телевизора и игр за компьютером;
  • отдайте ребенка в секцию плавания – именно этот вид спорта поможет укрепить спину и быстрее достичь стойкого терапевтического эффекта.

Другие причины

​​​​Среди иных причин, которые вполне могут вызвать неприятные ощущения в спине у ребенка, можно отметить следующие:

  • заболевания почек (болит поясничная область спины, среди дополнительных симптомов – нарушения мочеиспускания, боли при мочеиспускании, изменение цвета и количества мочи);
  • туберкулез (болеть может любая часть спинки, дополнительно отмечается общее ухудшение самочувствия, длительная повышенная температура, которая не поддается снижению лекарствами, отдельные нарушения работы органов дыхания);
  • заболевания крови (лейкемия или серповидная анемия вполне могут вызвать довольно ощутимые мышечные боли в спине, дополнительно отмечается бледность кожных покровов, головокружения, приступы потери сознания, головные боли, нарушения аппетита, замедленное развитие);
  • опухоли, кисты (наличие любого новообразования может сопровождаться появлением болей в спине, дополнительных симптомов может не быть).

Если ортопед и травматолог не обнаруживают у ребенка никаких признаков травм, нарушений осанки, позвоночника, мышечного корсета спины, обязательно обратитесь к педиатру, чтобы получить направления на анализы крови и мочи. Посетите нефролога, детского онколога и гематолога при наличии отклонений в лабораторных анализах.

У девочки болит спина на гимнастике

У девочки болит спина на гимнастике

Помните, что причина для болей в спине есть всегда.

О здоровой спине у ребенка расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Источник